?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Путин и история

Итак, Владимир Путин снова собрал разработчиков учебника истории и сделал дополнительные штрихи к его портрету. Опять говорил о недопустимости «плевков в лицо», умалении нашей роли в победе над фашистской Германией (я, честно говоря, ни разу не слышал и не видел тех, кто «умаляет» эту роль). Короче говоря, президент призвал очистить учебник от «идеалогического мусора». И как всегда непонятно, что или кого он имеет в виду - либеральные трактовки..., Власова, Ходорковского, Березовского, «Болотную»...
Далее были привычные оговорки: конечно не надо сужать для учителей содержательное пространство, есть разные точки зрения, и их необоходимо доносить детям (материал о разных точках зрения будет предоставлен учителям в специальных пособиях), нельзя сводить дело к единомыслию.... А на горизонте уже замаячил ЕГЭ, привязанный к новой концепции истории. Боюсь, шаг влево, шаг вправо, и можно будет серьезно не досчитаться баллов.
И все же что-то подсказывает мне , что это все «светские оговорки». Главное сказано: своей историей надо гордиться, она должна воспитыватиь патриотизм. Я не против, конечно... Но вот выступает директор Института всеобщей истории, академик Чубарьян, и говорит – мол было особенно много споров, Владимир Владимирович, по поводу сталинского периода, но, в конечном итоге, вариант был найден: «30-е годы - это был советский вариант модернизации, имея в виду, что это включает в себя и позитивные вещи, и некоторые негативные явления, которые были и сопровождали это». «Некоторые негативные явления»... Не хочется даже комментировать.
Собственно, ничего нового. Наверное, ничего пока страшного. Я лишь о том, что только у нас президент может лично заведовать прошлым. Что только у нас ему докладывают с таким подобострастием... Я опять же не столько о содержании – здесь все притрется, и, наверное, мало что получится. Я опять же стенаю о процедуре, о стилистике, о том самом, что я и называю «эстетическими разногласиями».

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
argghh
Jan. 17th, 2014 08:36 am (UTC)
Нда... и каждая нарочито мягкая фраза, которую он говорит, превращается в мозгу собеседника в жуткий жупел, которым он сам себя пугает.
hnovckiy
Jan. 17th, 2014 08:36 am (UTC)
"Советский вариант модернизации" на костях миллионов...
nae_bother
Jan. 17th, 2014 08:48 am (UTC)
так от Петра пошло - модернизация на костях крепостного крестьянства ...

Правда модернизация 19в была в другом либеральном духе, за счет продажи суверенной террирории, тоже кстати альтернатива.
Ох как бы не обвинили меня теперь в посягательстве на тер целостность, это же теперь уголовка.

Edited at 2014-01-17 08:50 am (UTC)
hnovckiy
Jan. 17th, 2014 08:51 am (UTC)
Все возвращается на круги своя. За мысли - цугундер. Традиционно.
lev_56
Jan. 17th, 2014 08:56 am (UTC)
Чубарьян, кстати, сказал еще, что согласововали эту фыормулировку с немецкими ученами, они в ответ дали такую формулировку 30-м годам "модернизационная диктатура". Уже, кажется, точнее.
Ну так это еще с Римской республики выбирались диктаторы для решения разных задач, в том числе реформаторских.
nae_bother
Jan. 17th, 2014 09:44 am (UTC)
"немецкие ученые" (тм) my ass
немцы конечно знают толк в системе формулировок, у них тоже модернизация была ...

Тут кстати пересматривал Ромма - вообще не понимаю почему фильм не запретили в ссср да еще наоборот в школах показывали, со всеми его аллюзиями про "обыкновенный" фашизм.
Кстати очень современно - почему-то мне кажется сейчас его в школах не смотрят, а было бы уместно ...
lev_56
Jan. 17th, 2014 11:53 am (UTC)
Да, показ "Обыкновенного фашизма" в СССР -загадка. Несмотря на придуманный идеологическо-пропагандистский финал с сравнением нацизма с "американской военщиной", ассоциации просто переполняли и рвали мозг. А ведь мы еще были школьниами.
nae_bother
Jan. 17th, 2014 12:08 pm (UTC)
мне кажется ассоциации с СССР пришли уже позже не на школьном просмотре.
Я думаю здесь сошлись советская идеологическая прямолинейность и подвижничество людей в системы полностью осозновавших эти аллюзии - начиная с самого Ромма, кончая нашим школьным учителем кандидатом "кинемотографических" наук (как я его величал тогда), который и показал нам фильм классе в 7м или 8м.
lev_56
Jan. 17th, 2014 12:16 pm (UTC)
Ну а я посмотрел его в 10-м, в 1968-69 годах. И я уже тогда был немного "подготовленным зрителем". И помню самую яркую для меня сцену, когда под главную тему "Тангейзера" показывают, как Гитлер открывает выставку монументального искусства. Мы были откровенно шокированы.
nae_bother
Jan. 17th, 2014 12:25 pm (UTC)
тогда понятно - вы застали 60ков,
в 68м открытие выставки - это в недавней памяти.
Я - брежневский ребенок - Бреженев уже выставки не открывал все больше про сосиски-масиски - куда там до гитлера ...

У нас когда директор в классе провокационно спрашивал - "ну кто читал ивана денисовича?", то повисала тишина, редкие приобщенные таились.
nae_bother
Jan. 17th, 2014 08:45 am (UTC)
а как на счет "умаления" роли ссср в развязывании 2й мировой войны?
lev_56
Jan. 17th, 2014 08:51 am (UTC)
А это и есть "клевета на совесткий строй";) По-моему, разговор о Пакте в концепции есть, но без "секретных протоколов". Может, детям действительно не нужно - в школе - об этом знать?.. Хотя, как не знать, если это было?.. Надо уметь объяснять... А вот здесь уже те самые разные точки зрения. Но, думаю, в пособиях будут общие "правильные" рекомендации.
nae_bother
Jan. 17th, 2014 09:05 am (UTC)
Я сторонник представления разных точек зрения и их анализа. Так и учу студентов, хотя я в естейственной а не в гуманитарной науке.

Помнится как то в школе на вопрос о Катыни учитель пытался все свалить на немцев, путал с Хатынью.
Это только потом я выяснил что Хатынь фашисты жгли тоже руками советских граждан ...
lev_56
Jan. 17th, 2014 09:14 am (UTC)
Сейчас, кстати, Катынь знают, возможно, больше, чем Хатынь. И это тоже нонсенс. Я согласен с о. Тихоном (Шевкуновым), который тоже был на совещании у Путина, в той части, что нельзя знать только генерала Власова, но не знать, кто такой генерал Карбышев.

Edited at 2014-01-17 09:21 am (UTC)
nae_bother
Jan. 17th, 2014 09:30 am (UTC)
ну не знаю, про пленных тоже много рассказывают - и Пивоваров со своими документалками и Штафбат туда же ...

но имхо лучше чем у Германа об этом снять трудно
- недавно пересматриваю эпизо со взрывом моста - имхо самый сильный в фильме.
Абсолютно филигранные - вообще не понимаю как можно так снимать, добиваться такого эффекта на зрителя.
Кстати на барже снимались тоже зэки в качестве масовки (другой под рукой не было, но это видимо тоже сказывается на визуальном эффекте).
lev_56
Jan. 17th, 2014 11:55 am (UTC)
Да, по поводу "Проверки на дороге" абсолютно согласен.
nae_bother
Jan. 17th, 2014 09:40 am (UTC)
я считаю что в "едином учебнике" Хатынь и Катынь надо бок о бок освещать.
Но этого конечно не случиться и не за это ратует Тихон,
а Власов кстати был герой битвы за Москву - может о. Шевкунов запамятовал ...

кстати хатынская зондер команда состояла из бывших солдат красной армии
lev_56
Jan. 17th, 2014 11:59 am (UTC)
я считаю что в "едином учебнике" Хатынь и Катынь надо бо
Да, это практически один и тот же ряд преступлений против человечества.
nae_bother
Jan. 17th, 2014 12:11 pm (UTC)
Re: я считаю что в "едином учебнике" Хатынь и Катынь надо
Я конечно не проф историк, но преподавал детям историю в воскрестной школе некоторое время.
А так я бы предложил школьникам взять и проанализировать одно либо другое преступление - а потом сопоставить в форме открытых докладов и сравнительных обсуждений.
lev_56
Jan. 17th, 2014 12:18 pm (UTC)
Re: я считаю что в "едином учебнике" Хатынь и Катынь надо
В будущем учебнике речь больше пойдет о победах. Тоже вещь нужная))) Жалко только будет, если они очень сильно затемнять преступления.Не будет диалектики)))
nae_bother
Jan. 17th, 2014 12:32 pm (UTC)
Re: я считаю что в "едином учебнике" Хатынь и Катынь надо
ох уж эти победы ...
опять же возвращаясь к Герману - какие там немцы -разные, не картонные, характерные
сильные люди - как тот офицер раненый из машины
- другой бы отлажался бы гладишь и выбрался бы к своим, но он немецкий офицер и из последних сил сжимая пистолет стреляет хоть одно партизана - так погибает Соломин ...
или другой офицер, который питается перевести стрелку - ну подумаешь, что ему этот эшелон с продовольствием, "эшелоны еще будут",
перед ним гибнут двое под очередями Лазарева и он до конца пытается выполнить свой долг на перегонки со смертью.
Кстати и шипящий пулемет там вообще гениален - нигде такого нет! - Герман придумал, куда там перестрелкам а ля брюсь виллис ...

Таких врагов действительно победить почетно!
Вот какое надо показывать патриотическое кино, но мне почему-то кажется что будут на других фильмах детей учить ...

Edited at 2014-01-17 12:34 pm (UTC)
lev_56
Jan. 17th, 2014 07:28 pm (UTC)
Re: я считаю что в "едином учебнике" Хатынь и Катынь надо
Увы, на других. Наверняка. Но вот, кстати, почему мне, нравится "Сталинград" Бондарчука-мл: в его кино враг ничем не уступает, такие же мужественные люди-патриоты, сражающиеся за свою веру, свою идею. Тем подвиг наших солдат, действительно, становится более убедительным. Но главное, в высоком, пафосном смысле слова, мне показалось, что фильм АНТИвоенный.
Меня могут обвинить в инфантильном, вредном пацифизме, но я не об этом. Все равно высшая ценность - человек, МИР,созидание, жизнь... Поэтому любая война априори разрушительна и буквально убийственна. И нужно делать все, чтобы ее избегать. Это тоже к вопросу о приоритетах.
nae_bother
Jan. 17th, 2014 08:41 pm (UTC)
Re: я считаю что в "едином учебнике" Хатынь и Катынь надо
мення в свое время потряс своим пацифизмом американский фильм На западном фронте без перемен
http://nae-bother.livejournal.com/5401.html#comments
собственно как и книжка (он снят по сценарию Ремарка)
lev_56
Jan. 17th, 2014 08:54 pm (UTC)
Re: я считаю что в "едином учебнике" Хатынь и Катынь надо
Да, я смотрел фильм. Полностью согласен: как и книга, он впечатляет. Вот уж действительно антивоенное кино. Многие по-настоящему понюхавшие пороху или становятся пацифистами, или свихиваются. Во всяком случае проклянают войну, вспоминают погибших и не любят о ней много говорить. Особенно всуе. А также из псевдопатриотических соображений.

Edited at 2014-01-17 08:55 pm (UTC)
( 24 comments — Leave a comment )

Profile

lev_56
Вообще и в частности

Latest Month

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow