?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Итак, воспользовавшись простудой, с которой уже дружески распрощался, я посмотрел все десять серий «Молодого Папы» Паоло Соррентино. Если помните, посмотрев первую серию, я сказал, что не очень пока понял, что это такое. Но уже после второй я был «раб лампы». И с неослабевающим интересом смотрел серию за серией, а последнюю даже дважды. И это, несмотря на то, что, казалось, уже в финале пятой серии режиссер добивается кульминации. Но нет - напряжение не ослабевает. И что характерно, дело не столько в сюжетной линии – собственно то, чем держат зрителя и что скрепляет сериал, (хотя и она не разочаровывает), сколько в том, что все те вопросы, над которыми размышляют герои сериала, это твои вопросы. Те или иные. Там их россыпь. Собирай себе свою небольшую кучку из тех, что приглянулись. Есть Бог или нет, если есть, то кто такой Господь? Во что мы верим? Что по-настоящему любим? Чего желаем? Чем похожи и чем отличаемся друг от друга? Зачем живем? Что нам истинно дорого? Чего ждем? На что надеемся? Чего готовы простить, а что нет?..
Конечно, если просто прокричать в вечность все эти банальные вопросы, они там и сгорят, как в плотных слоях атмосферы. Но Соррентино художник. Все эти вопросы из плоти и крови его героев. И несмотря на то, что большинство персонажей облачены в священнические одежды, понятно, что под ними бьются те же человеческие сердца.
По сути Соррентино смоделировал, придумал некую ситуацию, когда к власти в Ватикане приходит новый, молодой по стандартам католической церкви (47-летний), Папа – бывший сирота (ребенок, оставленный двумя хиппи), проживший всю жизнь в католическом приюте, воспитанный доброй и мудрой сестрой Мэри, в дальнейшем ставший сначала американским кардиналом, а потом и выбранный главой Римской Церкви.
В этом своего рода фантазийном пространстве можно разыграть любой сюжет ближайшего будущего. Главный мессидж - назрели перемены. Опять назрели перемены. Как в 15 веке, накануне Реформации. Только теперь это будет Контрреформация. Так, по крайней мере, думаешь поначалу, когда выясняется, что Папа и не собирается быть объектом для манипулирования привычным окружением Папского престола, что он властен, ультраконсервативен и бескомпромиссен. Он не делает различия между педофилией и гомосексуализмом, он категорически против любых абортов, гей браков, эвтаназии. Ему не нужны церкви в виде концертных площадок, не нужны "верующие выходного дня". Он не собирается быть снисходителен ни к кому. Он такой же фанатик Бога, как его оппонент, государственный секретарь кардинал Воиелла (читается почти, как Войтыла) фанатик футбольного клуба «Наполи». И ему нужны фанатики, а не прекраснодушные носители крестиков. Лучше меньше, да лучше. Для него ненавистно слово «толерантность», символизирующее сладость, которое он заменяет словом «императив», символизирующим силу.
И когда зритель уже привык к Папской непоколебимости, к его фундаментализму, когда тот начинает несколько отвращать от себя своим высокомерием и жестокостью, вдруг начинаются метаморфозы. Оказывается даже Папы меняются. Папа просто хитрец. Он противоречив, рефлексивен и эмпатичен. Папа сострадателен, милосерден и способен прощать. Папа становится Человеком. И именно в своей человечности он проявляется как святой. Хотя поначалу все, наоборот, уверены, что в Ватикане воцарился Антихрист.
Но фильм, конечно, не только и не столько некий ватиканский аналог «Карточного домика». Параллельно развивается много сюжетных линий. И история жизни самого Ленни Белардо, будущего Святого Отца. И трагическая история его ближайшего друга кардинала Дюсолье. Этих двух мальчиков из монастырского приюта, воспитанных одной и той же монашкой. Только для одного она стала сестрой Мэри, для другого - Ма. И это все совсем неслучайно. В этом сериале все неслучайно, все детали важны.
Вообще, в этом эстетически безукоризненном кино столько всего, что невозможно это передать. Я просто теряюсь. Я чувствую, как не в состоянии более или менее адекватно написать что-то соответствующее этому великому сериалу. "Сумбур вместо музыки". Поэтому я прерываю свое повествование. Этот сериал достоин не рецензии, а, как минимум, книги. И сколько рецензентов, столько и книг. Книг-исповедей.
Ватикан отказался сотрудничать с создателями фильма. Трудно поверить, что все, что мы видим, снято в павильонах киностудии и на специально оборудованных площадках. Декорации, костюмы, работа художника-постановщика - выше всех похвал. Актерская работа великолепна. Всех. Но особенно все равно надо выделить блестящую работу Джуда Лоу, который не только использовал свою превосходную фактура, но и сыграл выдающуюся и, конечно, свою лучшую роль.
В фильме просто нет слабых мест. Кроме, может быть, двух конкретных. Некая кода – условная встреча Папы с родителями в финале сериала. Она прямо напрашивалась, психоаналитический подтекст поведения Ленни Бернардо подчеркивался многократно, поэтому законченного гештальта почему-то очень не хотелось. Но тем не менее, все равно все произошло не так, как могло бы допустить зрительское воображение (они вроде вторично отказываются от сына, возможно, все еще подозревая его в инфернальности?)
И, увы, в последней серии есть эпизод встречи Папы и Патриарха, главы РПЦ. Пожалуй, единственная откровенно-карикатурная, сатирическая сцена. Хотя и смешная.
В очередной раз встает вопрос - можно ли нечто подобное, хотя бы отдаленно, снять об РПЦ? Невозможно себе это даже представить. (Ватикан не стал помогать, но и не запретил). Протодиакон Андрей Кураев (у него сегодня день рождения - поздравим его таким образом), считает, что это было бы «расколдовыванием закулисы». А этого нельзя допустить. «Народ должен видеть епископа только выплывающим в кадильном облаке из глубины алтаря. Это некий небожитель, который только и делает, что молится за всех бабушек по всем деревням своей епархии. Идеал православного епископа в народе — это хворый молитвенник. Ему больно, тяжело, он старше всех прихожан, но, преодолевая свою боль, он заботится о них. Видеть в нем хотя бы менеджера, не говоря уже о чем-то больше, недопустимо». Хотя кто не видит? Лишь слепой.
Я абсолютно не вижу продолжение этого сериала. Он совершенен и закончен, на мой взгляд. Мне достаточно вопросов, более того, я даже боюсь и не хочу ответов. Но уже объявлено, что будет второй сезон. Сейчас я почти уверен, что это станет ошибкой. Художественной ошибкой. Но после того, что сделали эти люди, сценаристы, создатели фильма в первом сезоне, я готов поверить, что они могут, как и главный герой их повествования, еще раз совершить чудо. Во всяком случае, герой Джуда Лоу должен воскреснуть. Сериал (второй сезон) обещают показать в 2018 году. А пока... Кто не видел первый сезон, посмотрите. Это красиво, талантливо и заставляет задуматься о чем-то самом-самом важном, плюс трогает за душу.
Когда посмотрите, потом скажите – вы плакали в конце фильма?.. Но это частный вопрос. Совсем личный.

Profile

lev_56
Вообще и в частности

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow