?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Разрушить Бастилию!

После очередного теракта, теперь в Барселоне, как-то даже неловко писать о чем-то еще – тем более о баттлах рэперов, о том, какое ностальгическое чувство охватило тебя в столовой, или какой ты посмотрел последний фильм, или о том же футбольном матче Реал - Барселона...
Тем не менее, одну тему я хотел бы затронуть. По касательной она созвучна этой террористической новости, потому что речь о пресечение жестокости и насилия.
Вчера в передаче «Один» Дмитрий Быков высказал главную программную революционную (сверху или снизу –
неважно) утопическую идею будущего для России - разрушение российских тюрем, как повсеместного символа страха и попрания человеческого достоинства. Вот здесь я с ним всецело и полностью согласен. На самом деле это первая и самая насущная задача любой вменяемой, человеческой власти - реформа системы государственного наказания, упразднение советско-российского ГУЛАГа. Страх тюрьмы, не вообще, а именно нашей - главная клаустрофобия российского человека.
Конечно, важны независимый суд, подлинное разделение властей, социальная защита... Но в первую очередь надо сломать, фигурально выражаясь, систему насилия, развращающего культа силы и правового беспредела, олицетворенных в тюрьмах и лагерях. Как была в свое время разрушена Бастилия. Заметьте, не Лувр или Тюильри (разрушенный уже парижскими коммунарами). Не символ королевской власти, а мрачный символ насилия и страха.
Нет, я не призываю буквально крушить Бутырку или Кресты. Речь идет о повсеместной и радикальной реформе пенитенциарной системы и широчайшей амнистии. О глубочайшей психологической реформе в России за все время ее существования. О гуманистической революции.
Да, конечно, мне тут же напомнят про Февраль 1917 года, когда массово выпустили уголовников, и что из этого вышло. Или знаменитую Бериевскую амнистию (смотри «Холодное лето 1953-ого). Меня тут же обвинят, что преступники мне дороже их жертв. И так далее, и тому подобное.
Я все понимаю. Просто сейчас я хочу сказать, что Быков нащупал самую, на мой взгляд, важную болевую, экзистенциальную, если угодно, точку общества. Это тот случай, когда я за запрет - на унижение и мучения человека. Именно с этого запрета надо начинать ВСЕ. Ибо без него НИЧЕГО не получится.

Comments

( 30 comments — Leave a comment )
nae_bother
Aug. 18th, 2017 12:36 pm (UTC)
lev_56
Aug. 18th, 2017 01:05 pm (UTC)
именно так
"Пьем за то, чтобы в России не осталось больше тюрем, не осталось по России лагерей".
nae_bother
Aug. 18th, 2017 01:14 pm (UTC)
Re: именно так
именно - пытался запостить этот фрагмент
но не справился с технологией :(
vana_jana
Aug. 18th, 2017 01:36 pm (UTC)
мне не кажется что наши тюрьмы
прям суперплохие. Да условия бытовые там похуже чем в "развитых странах", но отношения между людьми...
Это добропорядочные американцы живут в вечном страхе перед тюрьмой, поэтому часто дают показания о том о чем в наши промолчали бы. А россияне в тюрьму с детства готовятся. Не боятся :)
lev_56
Aug. 18th, 2017 01:40 pm (UTC)
Re: мне не кажется что наши тюрьмы
Вы имеете в виде тех подростков, что АУЕ?
vana_jana
Aug. 18th, 2017 02:37 pm (UTC)
Re: мне не кажется что наши тюрьмы
имею ввиду всех
nae_bother
Aug. 18th, 2017 01:58 pm (UTC)
Re: мне не кажется что наши тюрьмы
"Председатель все расспрашивал Лешу насчет условий жизни в лагере, и по Лешиному рассказу выходило, что жизнь там не такая уж страшная. Работают по девять часов, а здесь ему приходится крутиться от зари до зари, кормят три раза в день, а здесь не каждый день и два раза успеешь поесть. Кино здесь он уже с полгода не видел."
lev_56
Aug. 18th, 2017 02:05 pm (UTC)
Re: мне не кажется что наши тюрьмы
Да, везде одна большая зона, с режимом - кому как повезет.
А Войнович, конечно, остер и провидчески точен.
parlonsfrancais
Aug. 18th, 2017 09:36 pm (UTC)
> как в свое время разрушена Бастилия - мрачный символ насилия и страха

Посыл понятен, но может быть неверным, так как последние исследования этого вопроса дают другую интерпретацию произошедшего.

1) На тот момент в Бастилии было всего порядка 7 (семи!) заключенных. Хорош символ насилия.

2) Сложите два факта: Бастилия была арсеналом + к Парижу поступали войска, состоящие из наемников (разграбили бы город), и горожанам нужны были порох и оружие для обороны города. В крепость, которую охраняло порядка 100 солдат, был послан переговорщик, но возник ряд накладок, который привел к ошибочному пониманию и захвату Бастилии силой, а далее - понеслось...

L'agitation du peuple parisien est à son comble à la suite du renvoi de Necker (annoncé le 12 juillet par le journaliste Camille Desmoulins) et du fait de la présence de troupes mercenaires aux abords de la ville.

Edited at 2017-08-18 09:40 pm (UTC)
lev_56
Aug. 18th, 2017 09:44 pm (UTC)
Вы как-то уж больно прагматично подходите к истории. Я же писал о символе. И количество узников к этому не имеет отношение. Это, во-первых. А во-вторых: арсенал арсеналом, но "зачем же стулья ломать", то бишь разрушать Бастилию. И что характерно не восстанавливать.
parlonsfrancais
Aug. 18th, 2017 10:00 pm (UTC)
Похоже, что символ высосан из пальца, жупел.
Про накладки, которые привели к захвату Бастилии, я написал.
lev_56
Aug. 18th, 2017 10:18 pm (UTC)
Не понимаю, о чем мы спорим) Взятие и разрушение Бастилии - один из самых понятных и бесспорных символов. Но, собственно, этот пост не о том, почему состоялся штурм Бастилии, и насколько она была у этому времени полна узниками. Это не историческая дискуссия (хотя могли бы поговорить, конечно - я немного знаю историю французской революции)). Речь об извечном российском страхе тюрьмы и о реформе системы наказания, как обязательном условии гуманизации нашей жизни и серьезных перемен. У Вас есть возражение по сути главного месседжа?
(no subject) - parlonsfrancais - Aug. 18th, 2017 10:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lev_56 - Aug. 19th, 2017 06:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - nae_bother - Aug. 19th, 2017 11:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - lev_56 - Aug. 19th, 2017 07:40 pm (UTC) - Expand
nae_bother
Aug. 19th, 2017 11:32 am (UTC)
я как всегда с запаздыванием слушаю
теперь собственно по теме
- разрушить тюрьмы - прекраснодушный порыв, а дельше что?
ведь не зря Быков вспоминает про то как вырвавшиесся на волю зеки тут же учредили БУР ...

Как сменить вектор парадигмы?
Вот например в англ языке есть такое выражение - name and shame - это антоним "почету и уважухе".
То есть обычное дело когда людей за неподавающие поступки публично выставляют в прессе.
Не уверен что в руссоком языке есть эквивалент
зато есть есть другое расхожее ру выражение
- ссы в глаза - все божья роса,
которое исключает name and shame

Как с этим быть?
Кстати во вчерашниз новостях у нас призывы отменить тюремные сроки короче 6 мес - не стоит овчинка выделки
, нужны другие альтернативные наказания.
lev_56
Aug. 19th, 2017 07:39 pm (UTC)
Это не прекраснодушие, это вектор борьбы со злом. Это не реальная программа, но декларация о ценностях, декларация о приоритетах. Пусть это и утопия. Но утопические идеи помогают обрисовать идеал, к которому надо стремится.
nae_bother
Aug. 19th, 2017 07:45 pm (UTC)
согласен,
можно приступать к обсуждение практических аспектов?
(no subject) - lev_56 - Aug. 19th, 2017 07:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nae_bother - Aug. 19th, 2017 08:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lev_56 - Aug. 19th, 2017 08:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - parlonsfrancais - Aug. 20th, 2017 12:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lev_56 - Aug. 20th, 2017 03:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - parlonsfrancais - Aug. 20th, 2017 03:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lev_56 - Aug. 20th, 2017 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - parlonsfrancais - Aug. 20th, 2017 04:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lev_56 - Aug. 20th, 2017 04:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - parlonsfrancais - Aug. 20th, 2017 04:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lev_56 - Aug. 20th, 2017 05:03 pm (UTC) - Expand
( 30 comments — Leave a comment )

Profile

lev_56
Вообще и в частности

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow