?

Log in

No account? Create an account
Опять же в этом посте я пишу скорее не о Собчак, а о Ковалеве. Точнее даже не о нем, а о чистоте жанра, о грани между политикой и правозащитной деятельностью, о соответствии целей и средств, об искренности и саморекламе и тому подобном. Ну а главное – о тех самых знаменитых стилистических разногласиях, которыми я, в том числе, довольно часто объясняю свою солидарность или дистанцирование от тех или иных инициатив любого толка – политических или сугубо гражданских.
Именно о них, на мой взгляд, в своем открытом письме Ксении Собчак говорил Сергей Адамович, который сначала согласился быть ее доверенным лицом, а потом одумался и отказался.
Я знаю, что многие не любят Ковалева – за Чечню. Не любят правозащитников в принципе. Сергей Адамович для меня тоже не свет в окошке. Но в данном случае мы говорим о человеке, который был всегда последователен и принципиален в том, чем он занимался. Мы говорим о его безупречной для многих гражданской позиции, репутации – хотя, повторяю, я знаю людей, для которых это совсем не так.
Но мне важно, что в его письме Собчак речь шла главным образом о стилистике (о «набежавших людях с камерами и диктофонами») – они, эти люди, его шокировала и заставили задуматься. Это именно те самые стилистические разногласия, эстетическая пропасть, которую не перешагнешь и даже не перепрыгнешь.

https://echo.msk.ru/blog/echomsk/2148136-echo/

Меня уже давно критикуют за то, что я придаю слишком большое значение всяким сугубо, казалось, внешним вещам. А я до сих пор обращаю на них особое внимание. Но, конечно же, если человек в вельветовых штанах встретится с человеком в кожаной куртке, это не значит, что им не о чем поговорить. Даже гламурный прикид не означает приговор. И вообще дело не в снобизме.

Хочу рассказать одну семейную историю. Во время войны моего папу с перебитой ногой, в которой навсегда останутся множество мелких осколков от мины, забыли в госпитале, к которому прорывались немецкие танки. И так бывало. И вот, когда машины со срочно эвакуированными людьми отъехали на пару километров, один из солдат вспомнил – «Абрашу забыли» (это про моего отца). Никто не хотел специально возвращаться. Он же как-то убедил дать ему полуторку, вернулся и увез отца прямо из-под носа немцев, которые были уже почти видны невооруженным взглядом. Вот такая история – что там правда, что преувеличение - не знаю. Но дядю Васю я видел. Он совсем не был похож на моего отца. Но это был один из самых уважаемых и желанных гостей в нашем доме – он спас папу, тем самым, по сути, причастен к моему рождению.
Так что, конечно, дело не в том – в деревне ты родился или в городе, сколько классов у тебя образования и умеешь ли ты есть ножом и вилкой. Не в том, как ты одет, на каком языке разговариваешь и сколько прочел книг. А, наверное, в способности к нравственному поступку, к искренним чувствам. Тем не менее, не нужно недооценивать разницу в наших вкусах, которые выражаются и в том, во что мы одеты, как мы говорим, что слушаем, какие фильмы хвалим. Это говорит о нашем внутреннем мире очень много. Это говорит о том, в какой стране каждый из нас живет. Ну трудно договориться друг с другом любителям Стаса Михайлова, тренировочного костюма, военно-спортивной стрижки и «Легенды 17» (да простят меня поклонники фильма) с теми, кто слушает Битлз, предпочитает джинсы, не любит стричься под полубокс, но зато любит, к примеру, Джармуша. Опять же я понимаю, что это очень грубое разделение, без оттенков. И что бывает на вид рафинированный интеллигент, а внутри совсем гнилой и очень далекий. Но на самом деле это быстро выясняется. В общем, я сам немного запутался, и многое что смешал в кучу. Но оставлю все, как есть.
…Когда написал этот пост, я увидел ответ Ксении Собчак. Он показался мне умным и достойным.

https://echo.msk.ru/blog/sobchak/2148824-echo/

Насколько, тем не менее, она понимает, ДО КОНЦА, о чем говорил Сергей Ковалев, и насколько готова этому следовать, остается вопросом.
Итак, в России все чаще говорят о подготовке альтернативных стартов – для спортсменов, которых МОК не пригласил в Корею. Официально они называются Всероссийские спортивные соревнования. Обозначены следующие виды: биатлон, лыжные гонки, коньки и бобслей.
В распоряжении Дмитрия Медведева от 12 февраля предусматривает денежные вознаграждения призерам: 4 млн. рублей за победу, 2,5 млн. – за второе место, 1,7 млн. – за третье. Расходы – из федерального бюджета на спорт высших достижений. Тренеры медалистов тоже получат вознаграждение – размер еще не определен.
Количество и точный состав участников под вопросом: от 500 до 1000 (для сравнения, на Играх-2018 – около 2500 участников), причем в планах приглашение иностранных спортсменов. Для этого соревнованиям присвоили статус открытых.
Собственно, вопрос один: это благородная попытка поддержать тех спортсменов, что не допущены к ОИ, или глупая затея, унижающая спортсменов и опять же провоцирующая на противостояние?

Уважение к слабости

Разговорился на днях с одной знакомой, которая была расстроена очередным невниманием к себе ее взрослых детей: она простудилась, а они утром даже не поинтересовались, как она себя чувствует. «Сама виновата - недоработала», - сокрушенно сказала моя знакомая, которая фактически была вынуждена одна воспитывать своих двух детей. В чем? Да хотя бы в том, что всю жизнь доказывала им, что сильная, что слабость - это недостойное состояние духа, что все надо и можно преодолеть. Мы, не замечая того, приучаем детей,что мы не просто сильные, но еще и бессмертные. С нами ничего не может случиться. А если и случится, мы сами справимся.
Мы порой упиваемся своим могуществом, силой, самодостаточностью, независимостью и наоборот – их зависимостью от нас. Нам порой нравится быть всесильными волшебниками. Мы стараемся не показать детям свои слабости. Мы всегда сильные, в оптимальной форме, ни в чем не нуждаемся. А ведь нуждаемся, конечно: в обыкновенном сочувствии, в человеческой поддержке, в заботе – как и все люди.
Так что не надо строить из себя бронзовые статуи, которые не ржавеют. Даже они окисляются. Короче говоря, нужно не просто давать детям возможность, но и помогать проявлять свою благодарность по отношению к родителям. Принимать их желание нам помочь с открытой душой и радостью. Не изображать из себя вечную самодостаточность. И главное - надо научить детей, вообще людей, уважать слабость, а то мы – это уже беда всего общества - все время учим их уважать только силу.
Это автобиографический роман известного израильского писателя (недавно я писал отклик на его последний роман «Иуда).

110806.jpg

Амос Оз (Клаузнер) родился в 1939 году в Иерусалиме, куда эмигрировали его родители и их многочисленные родственники из Восточной Европы – кто из Вильно, кто из Одессы, кто из Ровно.
В основу «Повести о любви и тьме» положены ранние детские воспоминания о самых переломных годах в жизни евреев в подмандатной английской Палестине, в период образования Израиля и войны за независимость. Так получилось, что его семья, в основном по линии папы, была знакома со многими знаменитыми литераторами и политиками того времени, включая семью нынешнего премьер-министра Израиля Бенджамина Нетаньяху. А двоюродный дедушка Оза, известный профессор Иерусалимского университета Иосиф Клаузнер, даже выдвигался в президенты Израиля.
Возможно, не всем будет легко читать эту книгу. Там много, если так можно сказать, еврейской и израильской специфики. Но кому интересно больше узнать про сионизм, про первых репатриантов, про кибуцы, про еврейскую литературу, понять, как проходило становление Израиля – эта книга для них. Кому интересно про родительскую любовь, про дружбу, про мечтательного и талантливого мальчика, про его взросление, про то, как рушатся идеалы, и как невозможно убежать от самого себя - это тоже книга для них. "Повесть о любви и тьме" - это такая немного Прустовская литература, но на еврейский манер.
В книге очень много переплетающихся судеб, всевозможных историй, уже нынешних комментариев писателя к прошедшему, исторического контекста, политической конъюнктуры. Левые и ревизионисты, религиозные традиционалисты и, по сути, атеисты, верящие в силу разума, сторонники и противники Жаботинского, Бегина или Бен-Гуриона (с двумя последними автор тоже встречался лично) – перед нами вся палитра взглядов Израиля и многие наиболее известные их представители.
В своих романах Оз старается быть объективным и честным, не тенденциозным и страстным, как в своих статьях, за что в Израиле его многие не любят. Он сторонник левых взглядов и существования двух мирных государств Арабской Палестины и Израиля и сочувствует арабам, которые оказались в изгнании и оккупации (независимо от того, кто в этом виноват). В то же время, оставаясь сионистом и патриотом Израиля, Амос Оз участвовал и в Шестидневной войне, и в войне Судного дня.
Но вернемся к книге – она много больше, глубже, разнообразнее и интереснее, чем я, довольно казенным образом, попытался ее охарактеризовать. Тем не менее, главное понимание, которое я вынес после прочтения романа: нация, зачатая в 30-40 годы прошлого века, прошедшая через несколько войн за независимость, это уже не евреи европейских диаспор, это израильтяне – гордые, свободные, воинственные, которые будут драться до последней капли крови за свою землю, за свою страну.
А еще «Повесть о люби и тьме» очень искренняя, лирическая книга. И неслучайно пару лет назад Натали Портман сняла фильм по этому роману и сыграла в нем главную роль – мамы Амоса Оза.
Я отрывочно посмотрел фильм. Все смотреть не буду. Потому что, при всем уважении, после хорошего чтения почти любое кино не смотрится. Экранизация редко становится вровень с книгой. За штучным исключением. Тем не менее, я успел понять, что это достойный фильм.

Итак, начинаются игры плей-офф Лиги Чемпионов. Если верить букмекерам, предпочтение отдается Манчестер Сити и ПСЖ. Этим двум командам чаще всего пророчат место в финале. А выиграют «горожане». Что вы думаете? Ваш прогноз.
Что касается меня, я ставлю на Реал, хотя знаю, что проиграю. ПСЖ, конечно, надо рвать и метать. С такими приобретениями, с такой сумасшедшей атакой, с амбицией Неймара, который только тогда возьмет в этом году "Золотой мяч". С другой стороны набравшая ход команда Гвардиолы тоже не против выиграть все в этом году. Но есть серьезные «но». Первое – ребята из ПСЖ слишком мотивированы и будут нервничать сильнее опытного Реала, который, в общем-то, просто в случае поражение запишет этот сезон в пассив, и проводит с почетом Зидана. Второе – Роналду: это его «лебединая песня», и он может спеть ее громко. В-третьих, у Манчестер Сити должен же когда-нибудь быть спад, и он вполне себе может прийтись на Лигу. Плюс все английские команды устали от такого сумасшедшего графика. Еще один момент: и Юве, и Бавария, и Барса всегда могут прицельно выстрелить. А Манчестер Юнайтед, точнее Моуриньо, просто деваться некуда - только что-то выиграть. Иначе, позор. И последнее: самая большая и самая верная банальность в мире – футбол непредсказуем.

PS
Кстати, комментарии к сегодняшним матчам и в ближайшие дни можно оставлять здесь.
В размышлениях с самим собой, в разговорах со знакомыми периодически возникает, если так можно выразиться, тема Бога. По разным поводам обсуждаются вопросы религии.
Откуда берется вера? Как можно почувствовать Бога? Какие есть пути прихода к нему? Что важнее для христианина земная жизнь или подготовка к внеземной? Чем отличается православная этика от протестантской? Откуда мы знаем о продолжении жизни после смерти? Что значит спасти свою душу? Что такое душа? Что такое иметь Бога в сердце? Бог - это любовь? Когда мы говорим Бог, мы имеем в виду Бога-Отца, Сына или всю Троицу? Что такое Святой Дух?..
Мне интересны все эти вопросы. И вот по совету православной знакомой посмотрел несколько передач «Разговоры со священником». Точнее, будет сказать, священниками – разные люди. Среди вопросов, которые там обсуждались, были и важные для меня. Но чаще я слышал вот такие речи: «Мы ЗНАЕМ, что после смерти душа…». «Если даже при жизни человек НЕ делал добрых дел, то его близкие отпеванием и молитвами за упокой его души, могут помочь ему на том свете». «Есть предосудительные вещи – кощунственные, богоборческие, оскорбляющие чувства верующих людей статьи, фильмы, спектакли… Нас призывают – посмотрите, прочтите сначала, вступите в диалог. Попробуйте понять, что хотел сказать автор, художник… Нет, это от лукавого, это дьявол так расставляет ловушки, как охотник силки, капканы, маскируя их, чтобы зверь не заметил и попался. Мы не судим людей, которые стали слепым орудием дьявола (хотя есть все же свобода воли). Это дело Бога. Он будет судить. Но мы должны осуждать слова, поступки, которые считаем кощунственными. И здесь лежит грань. И мы ее не должны позволить перейти».
Как вы понимаете, сразу же возникает множество подвопросов: что считать кощунством, как с такими взглядами сосуществовать в светском, демократическом обществе, где по Закону разрешено все то, что не запрещено? В частности, свобода совести. В том числе и право иметь не религиозные взгляды. Эти вопросы в передачах не задаются. Но я хочу задать их здесь. Хотя бы небольшую часть. Может кто-нибудь ответит...

Итак,
1.Что такое кощунство?
2.Имеет ли право человек пропагандировать атеизм, или хотя бы агностицизм наравне с религиозными взглядами?
3.При каких обстоятельствах церковь может и даже обязана вмешиваться в мирскую жизнь, в политику?
4.Для чего верующему нужна Церковь?
5.Нужно ли крестить ребенка в младенчестве, или лучше дождаться, чтобы он сознательно принял то же православие, когда вырастет?
6.Достаточно ли соблюдать обряды, чтобы называться верующим человеком?
7.Можно ли спастись, исполняя заповеди, но, не веря в Бога?..

Как карта ляжет

И снова о наследственности и среде, о судьбе и возможности выбора.
Читая роман Амоса Оза «Повесть о любви и тьме» (о нем самом, когда дочитаю, будет отдельный пост), я встретил такое рассуждение на эту тему. Представим себе, что нам с рождения сданы какие-то карты – разные. И вот с таким набором карт нам и предстоит идти по жизни: у кого-то лучше, у кого-то хуже. И это от нас не зависит. Другое дело, кто как распорядится тем, что у него есть. Это зависит от воли, терпения, везения и мужества. Но эти качества вроде как тоже не совсем от нас зависят, опять же - у кого что есть, или «как карта ляжет». Тогда в чем же наш выбор? А он в том, чтобы провести эту жизнь или бодрствуя, или в полудреме. Или бросить весла и не грести против течения ("где родился, там и пригодился"), или сопротивляться и пытаться выплыть на «новую воду», смириться со своей участью, или бороться за себя такого, каким хочешь стать.
Позволю себе продолжить карточную аналогию: вот, если мы говорим, к примеру, про покер, то от нас еще зависит, сколько и какие карты сбросить. Какие получим, неизвестно. Но есть шанс. Можно попытаться. А потом… Ну если все же не повезет, возможен еще блеф. Все-таки можно попробовать обмануть судьбу.

Недоговороспособные

На днях, в очередной раз столкнувшись с тем, что люди не способны договариваться, идти на компромиссы, слушать аргументы других и тому подобное, а готовы подчиниться лишь тупой силе или сами такую силу применить, я опять задумался – откуда такая неспособность к договору?
Ну в общем-то здесь все опять же на поверхности – не было в России нормального самоуправления: ни земского, ни какого-либо еще. Весь наш коллективизм – это общинная круговая порука, нежелание и боязнь оказаться вне стаи. Не более того. А все эти поднятия рук на собраниях – сплошная имитация демократии. Нет привычки к горизонтальным отношениям. К солидарности. Наш человек, в массе своей, привык прислушиваться или просто слушаться мнения начальника. Во всех сферах и при всех обстоятельствах. Начальник – он вроде как может и шумнуть, и приказать. У него власть. У него сила. Против нее попрешь. Плетью обуха не перешибешь, против лома нет приема и так далее. Накладно. Ну и есть реальный житейский опыт – может, кто и пробовал, да зубы обломал. Поэтому не надо пИсать против ветра. А вот когда начальника нет, и нужно договориться как-то самим, возникают проблемы – никто никому не уступает. Или просто вообще не хочет иметь с кем-либо дело. Нет вождя – нет разговора.
…А злость-то накапливается. На себя, на других, на весь мир – несправедливый и злобный. Как и ты сам. Поэтому наш человек не любит, когда против шерсти, не умеет быть благодарным, не сможет не укусить, когда будет такая возможность, компенсировав таким образом прошлые унижения. Не умеет не хлопнуть дверью. Благородства не хватает и правильного понимания собственного достоинства. Откуда достоинство? С какого достатка?..
Хамство за хамство, подлость за подлость. Иначе, ты лох, рохля. Тебя никто не поймет. И сам ты себя не поймешь. Загрызешь поедом: я так просто все проглочу? Нет, будет возможность, обязательно отомщу.
К чему я все это без конкретной истории?.. Да есть история. И не одна. Нет охоты рассказывать. Противно вспоминать человеческое жлобство и лицемерие. И еще глупость. Потому что, в конечном итоге, все делается себе во вред. Или столкновение лбами, как у баранов, и оба противника в нокауте. Или якобы победа одного барана над другим, но пиррова – башка разбита, сил нет, выгоды тоже нет, зато противнику еще хуже. Короче, всё и всем плохо. Аллилуйя!

Снежные горы в Москве

Вчера в районе Миусской площади в Москве, с не парадной стороны РГГУ, обнаружил горы снега. Видимо здесь было решено сделать временное снегохранилище: одни машины подъезжают и сваливают снег, другие его потом куда-то увозят. Выглядит это вот так.

20180207_154914.jpg

20180207_152137.jpg

20180207_155130.jpg
Один из вопросов теста о свободе, который я недавно опубликовал, заставил меня немного задуматься (на остальные я отвечал достаточно быстро). Это был вопрос: «Журналист откопал информацию, что его дед участвовал в расстрелах (к примеру, 30-х годов). Он показал эту информацию бабушке, которая потребовала, чтобы он уничтожил документы. Но он их опубликовал. Вы согласны с его поступком – да, нет или затрудняетесь с ответом».
Я, как минимум, затруднился. Но потом нажал «нет». Я бы не уничтожил эти документы, но пожалел бы бабушку, и при ее жизни не стал бы давать им огласку.
Вчера я узнал, что в интернете идет некоторая полемика в связи с этим вопросом, или по похожему поводу. Шендерович высказался – как обычно резко, зло: бабушку пожалели, ай-яй-яй. А бабушку, небось, знала все про дедушку и любила его за это. Ну мы не знаем – за что бабушка любила деда, и любила ли. Тем не менее, я бы прикрыл семью на время жизни тех, кого это могло бы сильно ранить. Я не прав?
PS
Кстати, я уже, по-моему, писал, но если да, то повторю: так или иначе на эту тему есть романы двух очень хороших молодых российских писателей – Сергея Лебедева «Предел забвения» и «Год кометы» и Саши Филипенко «Красный крест».

Profile

lev_56
Вообще и в частности

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow