Войне настоящей всегда предшествует война личных и государственных амбиций, так называемых национальных интересов, конкурс или парад патриотизмов. Вроде как все понимают, что война – это ужас. Тем не менее, сколько уже идет разговоров об ее «очистительном характере».
Конечно, меня никогда не поймут «люди воины», «солдаты удачи», все те, для кого «война, что мать родна», как впрочем, и социальные дарвинисты, националисты-патриоты всех мастей, не говоря о всевозможных авантюристах и предпринимателях, зарабатывающих на войне. Но чтобы они там себе не думали, война – абсолютное зло, и никакими высокими целями ее не оправдать. Если она все же случилась, виноваты все. Значит, чего-то не сделали очень важного, чтобы ее предотвратить. Значит, попались на удочку.
Никто не спорит - бывали и есть случаи в истории, когда травоядность обходится еще большей кровью. И никакой пацифизм не выдерживает. С откровенным, наглым и агрессивным злом надо бороться, иначе оно сожрет с потрохами и не подавится. Все так, все так... Тем не менее, война – наихудший из вариантов достижения любой цели. Война – не «преддверие победы», война – преддверие катастрофы. Каким бы результатом она не закончилась. Потому что, повторюсь, у нее есть жуткая цена. Любая война пиррова.