?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На днях мне предстоит быть модератором на одной встрече, где в тысячный раз будут обсуждать – что такое интеллигенция. Насколько понятие "интеллигенция" связано с социальным положением, психологией, умственным трудом, образованием и совестливостью? Интеллигенция и интеллигентность. Интеллигенция и интеллектуалы. Интеллигенция и власть - возможно ли сотрудничество и в какой форме? Кому служит интеллигенция - Отечеству, Идее или себе и своим принципам? И вообще - интеллигенция - миф или реальность?

Для меня близко и всегда актуально, что по поводу интеллигенции говорил Чехов.

«Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр.
Я верую в отдельных людей, я вижу спасение в отдельных личностях, разброшенных по всей России там и сям, - интеллигенты или мужики, - в них сила, хотя их и мало.
Несть праведен пророк в отечестве своем; и отдельные личности, о которых я говорю, играют незаметную роль в обществе, они не доминируют, но работа их видна; что бы там ни было, наука все подвигается вперед и вперед, общественное самосознание нарастает, нравственные вопросы начинают приобретать беспокойный характер и т.д. и т. д. – и все это делается помимо прокуроров, инженеров, гувернеров, помимо интеллигенции es masse и несмотря ни на что».


Тем не менее, если бы меня спросили, кто такие интеллигенты, я бы сказал так: это люди, чаще всего образованные и культурные, способные к рефлексии и эмпатии и стремящиеся к нравственному самосовершенствованию. Я бы не стал говорить о какой-то особой роли интеллигенции, но не стал бы отрицать ее существование и значение. Потому что такие люди есть, они вот так живут, по мере сил преобразовывая себя и делая мир вокруг лучше.

...Если вдруг кто-то захочет высказаться по какому-нибудь вопросу этой широкой темы, дать свое определение, отметить какие-то главные черты, любое замечание будет интересно.

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
parlonsfrancais
May. 17th, 2018 08:23 am (UTC)
Чехов молодец. Он - интеллектуально честный человек. Интеллигенции недостает именно этой честности. Она придумала себе "миссию", с которой, впрочем, не справляется. Так что российский интеллигент - "неудавшийся мессия с высоким самомнением".

А есть просто образованные и порядочные люди, которые себя не относят к касте интеллигентов.

ЗЫ На днях перечитал "Палату №6"...
ЗЗЫ Сорри за многочисленные правки

Edited at 2018-05-17 08:27 am (UTC)
lev_56
May. 17th, 2018 08:46 am (UTC)
интеллигент - "неудавшийся мессия с высоким самомнение
Замечательное определение. Да, интеллигент-одиночка мне милее, чем интеллигент - член привилегированного клуба, высшей касты или секты, тем более, если он сам себя туда прописал)
Важно, что не достает именно "интеллектуальной честности", то есть это не просто завышенная самооценка, недостаток самокритики, но недостаток самого ума, а точнее, рефлексии, о которой я написал раньше.
Чехов, на мой взгляд, был более мудрым и интересным человеком в своей жизни, в письмах, чем в своих рассказах. ИМХО







parlonsfrancais
May. 17th, 2018 08:52 am (UTC)
Re: интеллигент - "неудавшийся мессия с высоким самомнен
В рассказах он не выступает морализатором, он просто описывает явления, которые привлекли его внимание.
lev_56
May. 17th, 2018 08:54 am (UTC)
Re: интеллигент - "неудавшийся мессия с высоким самомнен
Ну может быть и так. Но мне всегда казалось (да и, по-моему, он сам об этом говорил), что у него так и не получилось выйти за пределы своего жанра, написать что-то более значительное. Даже с точки зрения объема написанного)
parlonsfrancais
May. 17th, 2018 09:00 am (UTC)
> не получилось выйти за пределы своего жанра, написать что-то более значительное

Будем ему благодарны, за то что написал. А сожалеть о том, что не было сделано - странно.
lev_56
May. 17th, 2018 09:19 am (UTC)
Конечно, конечно...
phmelena
May. 17th, 2018 09:12 am (UTC)
Опять пришлось вспомнить отца, видимо, это мой главный карасс. Когда была совсем маленькая я его спросила, что такое интеллигент? Он ответил:
«Интеллигент – человек, который НИКОГДА не поставит другого человека в неудобное положение».
По-моему, очень глубоко. Я до сих пор думаю над этим определением. Образованные, культурные, способные к рефлексии и эмпатии, к нравственному самосовершенствованию могут на деле оказаться ворами, сволочами, стукачами и т.п. А ты попробуй не обидеть, не поставить в неловкое положение, не подставить и т.д.
P.S. До кучи. На вопрос что такое воспитанный человек папа ответил: «Это человек, который входя в помещение снимает шляпу, не потому что вспомнил, что так положено, что так учили, так прилично, а потому что рука сама тянется к шляпе и снимает ее.
lev_56
May. 17th, 2018 09:22 am (UTC)
Все правильно говорил Ваш папа: интеллигент -это органически тактичный и деликатный человек, который что-то делает правильно не потому что так положено, а потому не может по-другому. Но это не отменяет мое определение. И среди рефлексивных людей, склонных к эмпатии трудно найти "воров, сволочей и стукачей".

Вы читали знаменитое определение Чеховым, что такое воспитанный человек ( в письме к своему брату Николаю?
phmelena
May. 17th, 2018 09:47 am (UTC)
Прочла. Спасибо.
Конечно, надо подумать над словами Чехова, но читая подумалось, что такие люди не могут быть у власти, заниматься политикой. Они должны заниматься культурой, творчеством, чем угодно, но не политикой. Такие люди не могут быть одновременно львом и лисицей (Макиавелли «Государь»). Вообще, Вы замахнулись на очень сложный вопрос. Возможно, в изменившемся современном мире интеллигенты тоже изменились и слова Чехова – идеал, который ушел в историю.
lev_56
May. 17th, 2018 10:00 am (UTC)
Может и идеал... Но я знаю точно, что интеллигент - это тот, кто не хлопнет дверью при расставании с близким человеком, не сможет быть неблагодарным, не будет судиться с родственниками из-за наследства, не будет гаденько мстить, отвечать хамством на хамство. Это тот человек, который будет в первую очередь искать причины возникающих проблем в себе. Хотелось бы еще добавить, что это человек с масштабом, но бывает по-разному, но главное - что он не мелкий человек, не мелочный, никогда не будет упиваться чужим горем, злорадствовать и топтать при случае своего оппонента и даже человека, который совершил по отношению к нему подлость.
А что касается интеллигента в политике... Ну его конечно придется поступиться кое-какими принципами) Ради великой цели. Но вот уже здесь заложена мина: возможно интеллигентному человеку тогда придется пожертвовать своей интеллигентностью. Его выбор.
phmelena
May. 17th, 2018 10:09 am (UTC)
Все правильно. По-моему, Ваше определение не хуже, чем у Чехова.))) Если экономику двигают люди, запрягшиеся в колесо, то наша культура, нравственность в руках интеллигентов.
Что такое интеллигенция – понятно. Извините за наглость, но я хочу предложить другую тему. Место интеллигенции в современной России и место интеллигенции в современной политике.

Edited at 2018-05-17 12:25 pm (UTC)
lev_56
May. 17th, 2018 01:40 pm (UTC)
О, это я и боялся. Но если допустить, что интеллигенция -это штучная история, а не сплоченная группа, и что необязательно она либеральна... То в чем ее роль, и есть ли она?
phmelena
May. 17th, 2018 02:06 pm (UTC)
Конечно, интеллигенция есть. А роль ее в том, что ее существование дает нам возможность равняться на нее, становиться лучше. Как-то так)))

Edited at 2018-05-17 02:11 pm (UTC)
lev_56
May. 17th, 2018 02:18 pm (UTC)
С этим я согласен. Просто частенько, говоря о роли интеллигенции, имеют в виду ее политическую, гражданскую роль - в революции, в оппозиции. А по мне так она такая частная, но очень важная - делать мир лучше и быть примером. Не специально, а по существу. Потому что такие люди становятся неким камертоном для других... Хотя это и небезопасная штука.
К слову, Сергей Юрский считал, что главная миссия, роль интеллигента быть неким мирским священником, к которому приходят люди за советом, за помощью, и он им не отказывает и по мере сил помогает понять себя, ситуацию, вообще жизнь.
dinamik67
May. 17th, 2018 04:53 pm (UTC)
>это люди, чаще всего образованные и культурные, способные к рефлексии и эмпатии и стремящиеся к нравственному самосовершенствованию.

Помилуй бог, как хорошо сказано! Именно так и я представляю себе интеллигента.
lev_56
May. 17th, 2018 05:55 pm (UTC)
Спасибо, это приятно, когда формулировки совпадают)
С наступающим!))))))))
ram_50
May. 17th, 2018 06:28 pm (UTC)
Извините, что вмешиваюсь - стало любопытно - а что наступает? День рождения пионерии?
lev_56
May. 17th, 2018 06:32 pm (UTC)
ДР у нашего канадского гостя.)
ram_50
May. 17th, 2018 07:23 pm (UTC)
)) Then I join the congratulations!
dinamik67
May. 17th, 2018 07:56 pm (UTC)
Спасибо!

Жаль только, что с наступлением отпуск закончится и опять в Оттаву из красавицы Ниццы.
lev_56
May. 17th, 2018 08:02 pm (UTC)
Съездили бы в Канны на фестиваль)
dinamik67
May. 17th, 2018 08:04 pm (UTC)
Да, мы думали об этом. Но мы уже столько городов объездили, что просто устали. Париж, Милуз, швейцарский Базель, Ница, Монако. Голова идет кругом.
lev_56
May. 17th, 2018 08:06 pm (UTC)
Да, я заглянул к Вам. Был везде, кроме Милуза)) Хорошие снимки майского Парижа. Надо поставить лайк.)
Поставил)

Edited at 2018-05-17 08:08 pm (UTC)
banguerski_alex
May. 18th, 2018 07:23 am (UTC)
Вам наверняка пригодится моё сообщество https://intelligentsia1.livejournal.com/

более 2.500 записей и 4.500 комментариев.
760 меток (в т.ч. имена всех авторов текстов).
20 ключевых материалов (на самом деле - меньше, потому что некоторые тексты слишком длинные, их приходилось публиковать по частям).
130 статей (на самом деле их тоже меньше, по той же причине)
40 определений понятия "Интеллигенция" (на самом деле - больше, поскольку некоторые посты содержат по нескольку дефиниций).

Буду благодарен, если разместите в этом сообществе информацию о встрече.
lev_56
May. 18th, 2018 10:01 am (UTC)
Спасибо за приглашение. Я оставил у Вас ссылку на данный пост. Не совсем понял, куда я должен разместить информацию и о какой встрече идет речь?
banguerski_alex
May. 18th, 2018 10:41 am (UTC)
=На днях мне предстоит быть модератором на одной встрече, где в тысячный раз...=

Вот об этой встрече. В сообществе "интеллигенция", на которое я дал ссылку.
Если встреча ещё не состоялась, и если она открыта для всех желающих, то было бы прекрасно дать о ней объявление в сообществе.

Если нет - разместить в нём отчёт о результатах встречи.

Только, в любом случае, не в комментах, а в качестве новой записи - для этого надо вступить в сообщество (это три щелчка мышкой)
lev_56
May. 18th, 2018 10:57 am (UTC)
Теперь понял. Спасибо. Как получится. Может быть)
( 27 comments — Leave a comment )

Profile

lev_56
Вообще и в частности

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow