Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

Category:

"Фокстрот" 2017 год, Израиль

Вчера на закрытии Московского еврейского фестиваля посмотрел, пожалуй, самый титулованный и скандальный израильский фильм «Фокстрот». Этот фильм получил «Серебряного льва» в Венеции. А еще в 2008 году Шмулик Маоз, режиссер и автор сценария, был награжден «Золотым львом» за свою картину «Ливан».
Честно говоря, режиссер повторяется: так как и там, и там он пытается показать ужас и абсурдность войны с точки зрения смысла жизни. Его фильмы крайне личные. Известно, что он сам получил психологическую травму на войне, она все еще не дает ему покоя и подпитывает его творчество. Вот и новый фильм – о невинных жертвах, о страданиях и о неминуемом возмездии. То есть тема одна, но каждый раз режиссер воплощает ее очень талантливо – не отдать должное художественным достоинствам фильма невозможно.
«Фокстрот» очень накрученный (может быть даже чуть излишне) фильм. Он вроде бы совершенно прозрачен, но в нем масса изобретательных находок, целая россыпь вопросов, над которыми стоит подумать. Это тот фильм, когда после просмотра некоторое время хочется просто помолчать.
В общем, хорошее кино, рекомендую посмотреть, поэтому не буду ничего рассказывать о сюжете – даже в виде анонса. Поставлю трейлер.



А вот про политический контекст расскажу. Министр культуры Израиля Мири Регев, не посмотрев фильма, заявила, что участие фильма Шмулика Маоза в фестивалях в Венеции и Торонто — «это стыд и позор. Уму непостижимо, что фильм, который позорит нашу замечательную армию, фильм, производство которого спонсировал израильский Фонд кино, то есть он снят за счет государства, станет витриной нашей киноиндустрии за границей». Регев-Мединский) добавила, что решение спонсировать фильм было принято в 2013 году, до того, как она стала министром. «Я бы не позволила финансировать подобную ленту. Со мной такой номер не пройдет», — заверила она.
Режиссер картины Маоз-Учитель) отказался комментировать нападки министра, а лишь посоветовал ей посмотреть фильм. К слову, после премьеры которого на фестивале в Венеции зрители аплодировали более 10 минут, а зарубежная пресса захлебнулась в овациях и хвалебных рецензиях.
А вот Лиор Ашкенази, известный израильский актер и исполнитель главной роли в картине, не сдержался, и заявил в интервью 2-му телеканалу: «Если бы министр читала Чехова, то знала бы, что такое метафора и аллегория». Все в Израиле, кто помнил прежний пассаж Мири Регев – «Я Чехова не читала, и я не хуже вас!», напряглись в ожидании ответа. Министр культуры не заставила себя ждать и в своем выступлении в честь дня Израильского кино обратилась напрямую к актеру: «Не насмехайся надо мной и не бери Чехова в адвокаты. Не надо меня за нос водить, и тебе негоже быть Гарбузом восточных евреев». Яир Гарбуз, в прошлом директор синематеки Тель-Авива, за несколько дней до выборов 2015 года произнес скандальную речь на митинге в поддержку Ицхака Гецога, назвав оппонентов «теми, кто целует мезузы и падает ниц перед могилами, кучкой, которая властвует в Израиле». Видимо, министр культуры Израиля, как и ее собрат в России, уверена, что искусство должно быть пропагандой идеологии правящего большинства, и не отказывается от своей точки зрения даже после того, как фильм взял награду, а молодое жюри признало фильм лучшей картиной Венецианского фестиваля. «Возмутительно, что деятели искусства помогают в подстрекательстве против самой моральной армии на свете. Они распространяют ложь под прикрытием искусства», — утверждает она.
Вот так-то. Похоже?..
Кстати, когда картина получила «Серебряного льва» режиссер «Фокстрота» записал обращение к друзьям прямо из-за кулис праздничной церемонии. «Я получаю большое количество сообщений: «ты победил Мири Регев, мы победили Мири Регев…» Я никого не побеждал, потому что ни с кем не воевал. Для войны нужны две стороны, а я закончил воевать после Ливанской. Победил фильм на празднике культуры, где мечом является творчество, а проигравшие становятся победителями. Я очень горд представлять израильский кинематограф, и очень рад за нашу маленькую страну, которую так люблю».
А закончить этот пост про фильм я хочу подытоживающей фразой из рецензии Антона Долина (с которым отнюдь не всегда совпадаю): ««Фокстрот» остается превосходной трагикомедией о грехопадении и возмездии, прощении и беспощадности, любви и безразличии». Единственно, я все же скорее отнес бы этот фильм к жанру трагедии. Те несколько моментов в фильме, которые заставляют улыбнуться или хихикнуть, только ее оттеняют.

PS
И отдельно - посмотрите этот клип из фильма. Это просто микро шедевр. Последний раз я был в таком же восторге от танца в кино, когда смотрел «1+1».

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments