И казалось бы - великие преобразования Петра, вздыбившего Русь, великие реформы Александра II, октябрьская революция, августовская революция - привели к глубинным переворотам в сознании и повседневной жизни россиян. А проходит немного исторического времени, приглядываешься - да в общем-то принципиально ничего не изменилось. Усвоились какие-то новые внешние формы, прижились какие-то новые слова и привычки, но пресловутый менталитет в массе своей остался почти не тронутым. Еще один из наших вечных вопросов - так ли это? Герцен, к примеру, считал, что так. А вы?..
«Сколько не декламировали о нашей подражательности, она вся сводится на готовность принять и усвоить формы; вовсе не теряя своего характера, - усвоить их потому, что в них шире, лучше, удобнее может развиваться все то, что бродит в уме и в душе, что топчется там и требует выхода, обнаружения.
Если б хотели хорошенько всматриваться в события, скорее можно обвинить Русь петровскую в нашем себе на уме, которое готово обриться, переодеться, но выдержать себя и в этой перемене».
Пожалуй, добавлю еще одно высказывание, Томаша Масарика, первого президента Чехословацкой республики:
«Русские, в том числе большевики, — дети царизма; он лепил их из веку в век. Царя они сумели свергнуть, царизм — нет. Они по-прежнему щеголяют в царских мундирах, вывернутых наизнанку. <...> Большевики не были готовы к административной, позитивной революции, поэтому совершили революцию негативную: из-за своего доктринерского фанатизма, узости мышления и отсутствия культуры произвели массу бессмысленных разрушений. Прежде всего я обвиняю их в том, что они, по примеру царей, с наслаждением предались убийствам».