Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

Categories:

Люди с «комплексом Мефисто»

Судя по всему, достаточно искусственный спор о том - можно ли болеть за сборную России по футболу, если вся слава достанется путинскому режиму, продлится еще какое-то время после окончания чемпионата, а может быть и разгорится с новой силой. Любой «антинародный» (кому удобнее, можно и без кавычек) выпад власти будет сопровождаться россыпью мелких и быстрых вопросов, заданных с ехидцей: «Ну что вы теперь скажите? Доигрались?.. А что мы говорили?..»
Почему этот спор искусственный? Потому что искусственно смоделированный, потому что на самом деле он не имеет предмета, поэтому просто ложный. Потому что любому неглупому и достойному человеку понятна относительность и некорректность аналогии московского чемпионата с немецкой Олимпиадой 1936 году или итальянским чемпионатом мира по футболу в 1934 года. Как понятна корректность и некорректность любой исторической аналогии подобного рода. Набор признаков всегда можно подыскать, но они не более, чем набор похожестей – мы всегда друг другу кого-то напоминаем. И иногда не без основания.
Не надо быть особо умным и трезвым, чтобы развести некоторые мосты, чтобы потом их вновь соединить. Ясно, что чемпионат связан с именем Путина, как, впрочем, и что он (чемпионат) подарил радость миллионам людей. Понятно, что проходимцы и дураки с разных сторон его политизируют и пытаются использовать в пропагандистских целях.
По настоятельной просьбе друзей я прочитал в «Новой газете» статью доктора политических наук (для моего уха это уже звучит немного странно) Владимира Пастухова в связи с лекцией Ирины Антоновой, на которой он присутствовал в Лондоне. Он восхищался прожитой жизнью Антоновой (пением Кобзона, фигурным катанием Навки, спортивными достижениями Овечкина, голосом Нетребки и наконец мастерством Гергиева) и сетовал: как можно усомниться в талантах этих людей только за то, что они в «команде Путина»? Мне показалось, что человек ломится в открытую дверь. Он представил себе некоего «несостоявшегося» оппонента (по типу «демшизы») и давай его отчитывать: мол, тот не способен отделить культуру от политики, благородство и самоценность таланта от его политических пристрастий. Короче, не только зерна от плевел, но даже мух от котлет. Я не раз говорил, что не понимаю, зачем для того, чтобы отстаивать свою точку зрения нужно демонизировать оппонента. Тем более, когда этот оппонент фигура воображаемая, полумистическая – некий погрязший в либерализме, ничего не видящий, как свинья, кроме желудей, ограниченный человек, да еще из интеллигентского сословия.
Статья Пастухова длиннющая и нудная – невозможно дочитать, ей богу. Но я ее «по диагонали» осилил, да еще несколько комментариев к статье в придачу. И, в частности, в одном из них человек без кажущихся усилий возвращает несколько пафосного автора на землю, пытаясь указать на его, смею надеяться, невольную амальгаму и пересортицу.
Никакого противоречия нет между тем, что великий спортсмен может быть пошлым болваном, а великая певица хабалкой. Почему знаменитый артист не может быть конформистом? Иногда корыстным, иногда трусливым, иногда просто взвешенным, делающим выбор в пользу каких-то более для себя весомых ценностей. Были же в Германии Вильгельм Фуртвенглер и Герберт фон Караян… Да зачем нам немцы? А в СССР разве не было Эйзенштейна, Шостаковича, Прокофьева, Алексея Толстого, сотен выдающихся людей, каждый из которых сам решал для себя пресловутый вопрос – взаимоотношения художника с властью и определял степень возможного компромисса или прочного союза. «Комплекс Мефисто» еще никто не отменял.
Да, кого-то бог миловал, но кому-то подчас приходилось делать вещи, несовместимые с совестью. Заставляли. И не нам их судить. Но многие из них потом сами себя судили, и всю жизнь, так или иначе, мучились ею – это хроническая болезнь, с обострениями.
Говорят, тот же Василий Гроссман написал «Жизнь и судьба» как некое покаяние за свою подпись под пресловутым письмом в «Правду», где вместе со всеми выдающими евреями клеймил сионистов и просил прощения у русского народа.
В общем, я хотел бы, чтобы вы прочитали или хотя бы пробежали глазами статью Пастухова и ответили на несколько уже моих вопросов.

https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/07/08/77081-totalnyy-diktat?utm_source=push

Я буду очень признателен, если вы это сделаете. Вопросы вроде как наивные, но не утерявшие значимости, старые, но о главном.
1.Можно ли болеть за свою спортивную команду, радоваться официальным победам, призам и премиям своих спортсменов, режиссеров, музыкантов, писателей, но при этом критиковать политический режим и быть в жесткой внутренней оппозиции к власти?
2.Отвечает ли талантливая личность за свои моральные проступки или пользуется некой особой индульгенцией?
3.Есть ли разница и в чем она: между вынужденным компромиссом и конформизмом-лоялизмом?
4.Жалко ли вам людей с «комплексом Мефисто» (кто не читал книги Клауса Манна и не смотрел фильма Иштвана Сабо, поинтересуйтесь, что это такое)?
5. Может ли культурный человек оставаться «чистым», вне политики, особенно в авторитарном государстве?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 104 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →