Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

Categories:

Чутье на зло

Я так давно и много пишу в ЖЖ, что могу и забыть – писал я или нет о книге Себастьяна Хафнера «История одного немца». Наверное, писал. Потому что она произвела на меня сильное впечатление. Молодой немец, который бежал из гитлеровской Германии, до того испытавший все прелести нацистского образа жизни. Но он смог сохранить себя. И «по горячим следам», пусть и «в стол», написать умную, потрясающую по точности формулировок и деталей, искреннюю книгу. Потом ее нашли и напечатали.
Скорее всего, я писал о Хафнере, но вряд ли его цитировал. К примеру, вот это:

«У меня хорошее... чутье – я имею в виду не ум, но некое чувство эстетической ценности или неценности той или иной моральной, политической, идеологической позиции. У большинства немцев, к сожалению, это чувство отсутствует полностью. Умнейшие из них способны тупо спорить, применяя абстрактные понятия, дедукцию и индукцию, о ценности какого-нибудь явления, от которого просто-напросто воняет. Мои немногие, но твердые убеждения зиждились исключительно на чутье.
На нацистов мое чутье реагировало совершенно однозначно. Было куда как скучно выяснять, что из поставленных ими целей и задач все же можно обсуждать как «исторически оправданные», если все в целом пахло так, как оно пахло. Я не заблуждался относительно того, что нацисты - враги, мои личные враги и враги всего того, что для меня дорого. В чем я заблуждался, так это в том, что не подозревал, насколько страшные враги нацисты. Тогда я скорее воспринимал эту банду не слишком всерьез – широко распространенная ошибка неопытных противников нацизма, в свое время сыгравшая на руку Гитлеру, да и до сих пор ему выгодная.
Трудно найти что-нибудь более комичное, чем то безучастное и высокомерное спокойствие, с которым я и подобные мне люди, будто из в театральной ложи в бинокль, наблюдали за первыми успехами нацистской революции, направленной на то, чтобы стереть нас с лица земли. Пожалуй, более комичным может представиться только то, что вся Европа, уже имея наш пример перед глазами, заняла такую же высокомерную, насмешливую, бездеятельную позицию».


В каком-то смысле я предлагаю продолжение разговора, начатое в посте «Комплекс Мефисто». Но теперь о «чутье на зло» и близорукости взглядов, эстетической всеядности и отсутствии нравственной интуиции.
Как можно не распознать в очевидном зле зло? Пусть оно и маскируется под традицию и заботу о государстве и народе. Пусть оно строит автобаны, укрепляет стабильность и порядок, развивает спорт и агитирует за здоровый образ жизни? Пусть оно и патриотично. Но от него, как пишет Хафнер, «воняет». Как можно не чувствовать вонь? Привычка?..
Итак:
1.Верите ли Вы в «чутье на зло»?
2.Является ли развитость эстетического чувства тем самым чутьем?
3.Или чувство прекрасного исключительно субъективно, и вполне можно увидеть определенную красоту в безобразном?
4.Если не почувствовать, то по каким еще признакам можно распознать зло? Даже если оно «творит добро»).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments