В общем, известная история: поляки считают, что по «секретному протоколу» Договора о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 года Польша была разделена между западным и восточным соседом. В современной России считают, что СССР вступил на территорию западной Украины и Белоруссии, принадлежавшую Польше, только после того, как Польша уже не могла сопротивляться Германии и потеряла государственность, с целью воссоединить украинцев и белорусов и уберечь их от гитлеровской оккупации.
К слову, в Польше сейчас изучают вопрос получения компенсации и от Германии за причиненный стране ущерб нацистами.
Сложный это вопрос – взаимных претензий, особенно если они рассматриваются или пересматриваются через много лет. Если моральную ответственность страны еще признать можно, то материальную значительно тяжелее. Тем более, если нет правовой базы. СССР не был признан агрессором в отношении Польши – ни в Нюрнберге, ни потом. И инициировать в одностороннем порядке материальные претензии к другому государству за прошлые обиды – акт, скорее политический, публицистический, но не правовой и прагматический.
Другое дело, когда есть международные обязательства. Только недавно, в 2010 году, Германия выплатила последние 70 млн. евро компенсации Франции еще за Первую мировую войну. Только в 2006 году Англия расплатилась со Штатами по ленд-лизу (мы до сих пор не расплатились и вроде как должны 670 млн. долларов до 2030 года).
Так что требовать назад спустя много лет исконные территории и компенсацию от ущерба – дело неблагодарное. И неоднозначное. Если только есть добрая воля бывшего агрессора. А она обычно не особо поощряется внутри этих стран. Сразу составляется альтернативный список претензий. Помните, как на Генуэзской конференции: страны Антанты попыталась вменить Советской России иск по старым долгам царской России. Те ответили встречным иском – требованием компенсации за ущерб от интервенции. Так и разошлись, в конечном итоге обнулив претензии. Как это сделали почти сразу после войны большевистская Россия и Веймарская Германия в Рапалло.
Обнулить претензии – признать свою вину и простить чужую, независимо от того, у кого она больше. Непропорционально. Асимметрично. Чего здесь больше – политической конъюнктуры, мудрого взгляда в будущее или забвения истории и оскорбления национальной памяти?