Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

Categories:

«Что не так с Кевиным?», 2011 год

Несмотря на то, что фильм назван «Что не так с Кевиным?», его героиня пытается понять, что не так с ней, что она сделала или не сделала, что ее сын стал убийцей. Она вспоминает все моменты их совместной жизни еще, когда носила его под сердцем. Но сердце было против сына – она не хотела ребенка, хотела оставаться свободной и счастливой.



Фильм снят по книге Лайонел Шрайвер «We need to talk about Kevin», который перевели на русский как «Цена нелюбви». То есть сразу поставили диагноз. И тогда вроде и надо смотреть фильм под углом зрения, что материнская нелюбовь сделала из мальчика монстра. Как говорил повзрослевший Кевин: «Ты ко мне привыкла, но не любишь».
Но достаточно ли одного этого, чтобы внутри человека поселилось настоящее зло? Или скорее это может быть родовая травма, приведшая к психической патологии, или какая-то необъяснимая, иррациональная аномалия?
Когда виноваты родители – грубый и жестокий отец или властная мать, которые постепенно сформировали, сами того не желая монстра, это понятно, это в расчет не берется. А вот когда внешне все более или менее благополучно, но ребенок вырастает патологическим преступником, кто виноват? Виноваты ли родители? Недавно уже разделяли понятия вины и ответственности. Что в данном случае?
Мать постоянно обращается к отцу: «Мы должны поговорить о Кевине… Что-то не так с нашим сыном… Надо понять, разобраться, отреагировать». Но муж не слышит. Он ослеплен любовью. И мальчик старается его не разочаровать, манипулируя отцом, сея недоверия и непонимание между родителями. Он вроде как любит отца и ненавидит и третирует мать. Но убивает отца… Хладнокровно и жестоко. Как и остальных своих жертв.
Некоторые критики не без основания считают фильм, где прекрасно играют отлично подобранные актеры, немного ходульным. «Так не бывает», «эксплуатируется тема подросткового насилия» и так далее. Возможно. Но вопросы поставлены. И на них нет ответа. Фильм заканчивается тем, что мать, уже через пару лет после преступления, встречаясь с потерявшим кураж сыном, которого переводят во взрослую тюрьму, спрашивает его: «Скажи все же почему? Почему ты это сделал?» Парень, немного подумав, отвечает: «Раньше знал, теперь нет». И мать обнимает его. Впервые за всю историю их отношений он не противится.
После такого финала у меня есть серьезное подозрение: фильм не о причинах детского насилия, насилия вообще, а о … любви. Или действительно о нелюбви.
Про немотивированное подростковое насилие снято достаточно фильмов. Это «Ребенок Розмари», Полански, культовый «Омен», но это все мистика. Пожалуй, лучший фильм на тему «Добрый сынок» (или «Хороший сын») с мальчиком-злодеем, сыгранным Маколей Калкиным, который только-только до этого обаял всех в фильме «Один дома». Говорят, есть неплохой шведский фильм «Игра» (но он, как я понял, больше о травле). Конечно же, жуткий фильм Ханеке «Забавные игры».
И все же: чего больше в жестоком подростковом насилии - патологии, не зависящей от воспитания, или все же незамеченных ошибок близких, отсутствии должного внимания, доброты и любви, приведших к слому психики и к запуску ненависти к окружающему миру?
Tags: кино, насилие, психология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments