Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

Французский "Класс"

Фильм, о котором я писал чуть раньше - «Последний урок», действительно был сделан, как ответ на фильм «Между стен» или «Класс» в русском прокате, режиссера Лорана Канте. Фильм, который стал открытием Нью-Йоркского фестиваля, был номинирован на «Оскар», а главное, получил «Золотую пальмовую ветвь» кинофестиваля в Каннах в 2008 году.
Посмотрев «Класс», я понял, что моя догадка об аналогии этой пары с парой «Коралловый остров» - «Повелитель мух» подтвердился.
«Класс» - в целом фильм оптимистичный: не очень благополучный район, в классе, в основном, дети мигрантов, но и учительский коллектив хороший, переживающий, и порядок поддерживается, и трудные дети - не отморозки. Да, проблемы, да педагогические ошибки, дискуссии, драматические ситуации. Но, в целом, все под контролем. И в конце – а фильм длится условно год – учителя и ученики играют между собой в футбол в школьном дворе, и кто-то из учеников, с азартом смотрящих за действием, кричит: «Все вместе». Этим символом-призывом к объединению фильм и заканчивается.
«Последний урок», как вы помните фильм стрессовый, экстремальный, трагический и оставляет впечатление, если не в безысходности (возможно, учительская жертва не напрасна, коль ученики-заложники приходят в конце к ней на могилу), но значительно более жесткий и нонконформистский.
Другое дело, что впечатление от «Класса», куда менее сильное эмоционально, компенсируется значительно более долгим послевкусием-размышлением. Даже вспоминается давно забытая повесть Тендрякова «Ночь после выпуска».
«Класс», во многом, школьный фильм, который я вообще бы рекомендовал рассматривать как учебное пособие в педвузах и на курсах повышения учительской квалификации. Его вдвойне интересно смотреть учителям, сравнивать: педсоветы, дисциплинарные советы, школьное самоуправление, взаимоотношения с родителями. С другой стороны, очевидно, что авторы фильма ищут ответы на социально-педагогические, жизненные вопросы, от решения которых зависит не только личные судьбы, но и мировоззрение, нравственный опыт, как учеников, так и учителей. То есть людей - «Все вместе».
Фильм демонстративно не позиционный, не дидактичный: разные мнения, разные подходы, разная правда; что случилось, то случилось, не будет останавливаться, переживать и пережевывать – жизнь продолжается. В этом смысле «Класс» и схематичен, и в чем-то циничен.
Предпоследнее: после этих двух французских фильмах о современной школе, «Школа» Гай Германики смотрится еще более конъюнктурно плоско и пошло.
И последнее: впервые за долгие годы на какое-то время захотелось вернуться в школу.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments