Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

Categories:

О бедном либерализме замолвите слово

В своем трактате «Философия неравенства» Николай Бердяев ответил всем своим недругам по социальной философии – в первую очередь безбожникам, радикалам всех мастей, анархистам, социалистам, даже либералам и демократам, так как сам он не относил себя ни к «правым», ни к «левым», считая такое деление поверхностным и вредным, а, если так можно выразиться, во всем искал христианскую правду и Бога.
Вот, что, в частности, он писал о нерелигиозной незажигательности либерализма и его недемократичности, в смысле непривлекательности для народных масс.

«Слово либерализм давно уже потеряло всякое обаяние, хотя происходит оно от прекрасного слова свобода. Свободой нельзя пленить массы. Масса не доверяет свободе и не умеет связать её с своими насущными интересами. Поистине, в свободе есть скорее что-то аристократическое, чем демократическое. Это ценность — более дорогая человеческому меньшинству, чем человеческому большинству, обращённая прежде всего к личности, к индивидуальности. В революциях никогда не торжествовал либерализм. Не только в социальных, но и в политических революциях он не торжествовал, ибо во всех революциях поднимались массы. Масса же всегда имеет пафос равенства, а не свободы. И большими революциями всегда двигало начало равенства, а не свободы. Либеральный дух по существу не революционный дух. Либерализм есть настроение и миросозерцание культурных слоев общества. В нём нет бурной стихии, нет огня, воспламеняющего сердца, в нём есть умеренность и слишком большая оформленность. Правда либерализма — формальная правда. Она ничего не говорит ни положительного, ни отрицательного о содержании жизни, она хотела бы гарантировать личности любое содержание жизни. Либеральная идея не обладает способностью превращаться в подобие религии и не вызывает к себе чувств религиозного порядка. В этом слабость либеральной идеи, но в этом и хорошая её сторона. Идеи демократические, социалистические, анархические притязают давать содержание человеческой жизни; они легко превращаются в лжерелигии и вызывают к себе отношение религиозного характера. Но в этом-то и коренится ложь этих идей, ибо в них нет никакого духовного содержания и нет ничего, достойного религиозно-патетического отношения. Прикрепление религиозных чувств к недостойным предметам есть великая ложь и соблазн. И нужно признать, что либерализм не побуждает к этому».

Трудно со многим не согласиться. Но вот, что я подумал.

Там, где либерализм, действительно нет равенства или справедливости, только закон.
Там, где либерализм, нет такой энергии фанатизма радикальных идей, потому что она дробится, разбиваясь об умеренность и терпение.
Там, где либерализм, нет правды, тем более одной, нет монополий на истину, а потому есть только вынужденное сосуществование и состязательность идей.
Там, где либерализм, нет одной силы, но зато есть сила многих слабостей.
Там, где либерализм, всегда есть место пороку, но и свободе самовыражения.
Там, где либерализм, в глазах рябит от пестроты, но зато жизнь наряднее.
Там, где либерализм, недостаточно «дышит почва и судьба», зато в наличии рассудочность и персональная совесть.
Там, где либерализм, все очень непросто, но его сложность – гарантия развития.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments