Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

Categories:

«Т-34», 2018 год

Не помню, чтобы меня раздражил хоть один советский фильм про войну. Они были разные, но там не было гламура, шинелей с иголочки, маникюра, сытых, гладких лиц и пустых глаз. Там не было «игр в войнушку», все взаправду – смерть, подвиг, трусость, подлость, любовь, ярость, отчаяние, ненависть, грязь, грех, смех и слезы.
После фильма «Свои» еще молодого Месхиева с великим Ступкой и Гармашом смотреть российское кино про войну стало невозможно. А это было уже более 25 лет назад. Это очень показательно. Чем больше пафосных слов о войне и патриотизме, тем меньше подлинности Весь пар уходит в гудок.
Раньше фильмы ставили даже не про войну, а про людей на войне, про их чувства, их человеческие возможности, их способность сохранить или потерять себя. Те же «Два капитана» или «Летят журавли». И даже когда было много баталий, все же как-то не про танки все снималось. Те же «На войне как на войне» не про танк, а про экипаж танка, или «Горячий снег», или даже самый пафосный советский фильм-эпопея «Освобождение».
…Как я боялся и не хотел смотреть «Т-34». Но читаю рецензии – вроде, как и неплохо: американизированный военный блокбастер, типа «Ярость» с Брэдом Питтом. Мол, научились: и слезу вышибить, и динамичный сюжет закрутить, и экш есть, и спецэффекты, и … хеппи энд. (О нем мы еще поговорим).



В свое время я смотрел фильм «Жаворонок», а «Т-34» фактически римейк этого советского фильма. Тот же сюжет. Но обратите сразу внимание на название фильмов. Вот именно – кто о чем, а вшивый о танках.
Не скрою, мне сразу отвратили две сцены – я хорошо помню аналогичные по «Жаворонку». Одну я посмотрел, как фрагмент, вторую – финал картины (не выдержал, глянул специально сразу, чтобы понять – смотреть или не смотреть).
Итак, история известная: из советских военнопленных отбирают танкистов, чтобы они были живой мишенью для тренировок своих немецких коллег. А они на Т-34 сбегают и колесят по дорогам Германии. Так вот они останавливаются в центре одного немецкого городка, жители которого еще не понимают, что происходит, и под дулом танка командир вдруг посылает одного из членов экипажа за пивом. Трогательная, одновременно очень напряженная сцена. Это в «Жаворонке». В «Т-34» - сплошной анекдот. Танк въезжает на площадь, на которой полно мирных немцев. А тут наши… Выходят вальяжно из танка, полицейский тут же берет под козырек, девушки официантки сами несут нашим воякам литровые кружки пенящегося пива, ну и все в таком духе… Фарс и пошлость. Это же не «Мистер Питкин в тылу врага».
Ну и the end. В «Жаворонке» танку на шоссе выстроена засада, прямой наводкой выкатили артиллерию, и он едет на нее, не останавливаясь в свой явно последний бой. И тут на дорогу выбегает немецкий малыш с собачкой, упал, растерялся, плачет, сидит посреди дороге, а на него несется русский танк. Немцы зажмурились, тут из машины на полном ходу выбегает наш солдат, хватает ребенка и собачку, относит их на обочину, поворачивается спиной, чтобы снова залезть в танк, а какой-то фашист-урод его в спину расстреливает – при полном шоке и презрении его же сослуживцев.
А в «Т-34» два танка - наш и немецкий (соревновании между ними и стало главной интригой фильма, как смертельная схватка двух снайперов, уже не раз успешно опробованная) встречаются на мосту, наш идет на таран, немец Клаус (с демоническим глазом) повержен, наш Николай благородно подает ему руку, которую тот пожимает в знак уважения к врагу и кончает с собой.
Ну а потом эпилог - мирная идиллия главных героев, любовь-морковь, дети, роспись икон и все такое. Кстати, подобный финал был у Петра Тодоровского, по-моему, в «Риорите», но там больше как метафора победы жизни над смертью.
В общем, заставить меня смотреть фильм после этого было почти невозможно, но из уважения к тем, кто мне его рекомендовал и сбросил ссылку, я переборол себя, чтобы потом уничтожить его в рецензии.
Но поначалу оно оказалось вроде как нормальное - такой пролог будущей схватки двух танковых асов. Придуманный, конечно, точнее, выдуманный, но смотрится. Это же кино. Я понимаю. И конечно, все начинается под Москвой… Тоже понятно – преемственность, истоки мужества. Ладная деревушка с церковью без крестов прямо посередине (немножко «потемкинская»), одним выстрелом подбиты три немецких танка, полный интернационал среди защитников (русский командир, украинец, белорус и грузин-старшина) – политкорректно. Немецкий ас – достойный противник. Правда, заметен диссонанс того, что происходит снаружи и внутри танка, где идет «читка по ролям». Все правильно орут, но… не верю! Ну и последний штрих первого боя: пулеметчик после очередной очереди в сторону фашистов, кричит: «Пламенный привет от комсомола Приамурья» - это круто! Когда же бой кончился, над полем брани и телами погибших звучит – конечно же - «Боже, помилуй мя»! Все выстроено, словно по лекалу.
Ну а потом начинается лагерь для военнопленных, куда попадает главный герой. И он единственный не подчиняется приказам, семь раз пытается бежать, выдерживает все пытки и перед расстрелом презрительно улыбается в глаза палачу. Такой герой-герой… Ну ладно. И американцы таких показывают. Кино ведь.
Зато потом пару сцен вполне себе эмоциональных: и «танец» танка на плацу под «Лебединое озеро», и клятва экипажа перед прорывом. Да и сам прорыв неплохо снят.
…Не буду дальше пересказывать фильм. Посмотрите сами. Возможно, для кого-то это не будет сплошная «клюква». Вероятно, я слишком серьезен. Но есть вещи, где малейшая фальшь все перечеркнет. А ее в «Т-34», увы, достаточно. И совершенно неправдоподобная сцена, когда переводчица из лагерных, застигнутая на месте кражи карты, раздевается, ложась в постель немецкого офицера, притворяясь его любовницей. И то, как немцы пригнали с восточного фронта в Тюрингию советский танк, не убрав внутри трупы..
Короче говоря, (и так уже расписался), пусть излишне эмоционально, но в целом для меня это, без всяких Долинских экивоков, очередная подделка. Просто не худшая. Вот если по большому счету, по-гамбургски, в этом «Т-34» нет души. Это скорее, «компьютерная игра» в 3-Д.
PS
Да, в конце зачем-то приплели Окуджаву с песней «Бери шинель, пошли домой». Хотя фильм скорее про «одень шинель, иди сражаться». Хотя и не про это тоже. Здесь я перебрал. И все же это «игра в войну», приносящая продюсерам прибыль, а пропагандистам дивиденды. Зрительского послевкусия нет – посмотрел и забыл.
Один показательный момент: «Хронику пикирующего бомбардировщика», «В бой идут одни старики» или «Проверка на дорогах» я смотрел по несколько раз. «Сталинград» или «Т-34» (остальные вообще не смотрел) я пересматривать не буду.


Недавно сфотографировал. Недалеко от деревни Брынчаги Ярославской области, где родился конструктор Т-34 Михаил Кошкин.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments