И это очень характерно. На самом деле, в нашей стране, в нашей традиции, не было ни только культа личности, но даже наоборот, существовало всяческое ее принижение. Во-первых, не было ни экономической свободы (частной собственности), ни свободы личности, сознающей свое достоинство, что является важнейшими условиями для развития. Во-вторых, был даже культ самоотречения от личности в пользу общинного, соборного сознания, и именно это считалось и считается многими до сих пор высшим актом свободы. Даже не отрицая личность, как таковую, акцент делался на ее подчиненности государственным и общественным институтам, на ее растворенности в хоре.
Итак, старый вопрос, актуальный, как мне кажется и по всей день: «на чем мы строим грядущую Россию – на личности или на обезличивании человека? Этим определяется и предрешается многое, основное, может быть, - все».
Вы будете смеяться, но цитата принадлежит Ивану Ильину. В ту пору, когда он еще не увлекся фашизмом, а рассуждал о большевизме, как о соблазнительной гибели.