Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

Categories:

Холодная память о горячем прошлом (продолжение темы)

Клод Леви-Стросс делил общества на «холодные» и «горячие». «Холодные» не дают возможности историческим факторам определяюще воздействовать на свое развитие, а «горячие», наоборот, превращают историю в инструмент развития. Стросс еще называет «холодные общества» мудрыми, ибо они не дают возможности прошлому повлиять на устойчивость нынешнего общества: все поняли о себе, добились консенсуса, успокоились, живем дальше – здесь и сейчас. Правда, у этой медали есть обратная сторона. Ведь «холодные», «замерзшие» общества могут быть и авторитарно-тоталитарными – тогда они оказываются в определенном смысле вне исторического сознания. Не то, чтобы в забвении чего-либо, а просто в другой памяти. Культуролог Ян Ассман так и считал, что по типу «холодных» и «горячих обществ» существует «холодная» и «горячая память». «Холодная память» консервирует даты, имена, лишая их особого значения для современности. «Холодная память» оставляет прошлое на откуп истории и историкам, «горячая» делает его предметом политики.
Россия нынче - «горячее общество» с «горячей памятью». Здесь по-прежнему вызывают не столько дух, сколько духов истории, приглашают их в качестве суда присяжных и растаскивают по сторонам защиты и обвинения. Этих духов не столько чтят и изучают, сколько им козыряют и используют. Прошлое сразу же обрастает мифами, порой превращаясь в исторические комиксы.
Вот они-то и становились в последнее время не раз предметом нашего бесполезного обсуждения и бессмысленных споров. Ибо борьба мифов, к сожалению, антагонистична. Миф позволяет иметь только один угол зрения. Миф - это раз и навсегда, только так, а не иначе. Порой он не отменяет факт, а напротив, наполняет символическим, культовым смыслом. Такой мифологизированный факт либо обожествляет, либо демонизирует. В этой точке мир поделен только на две части: очень темную и очень светлую. Миф не нужно осмыслять, его надо отчеканивать. Он определяет, кому появиться на авансцене, а кому стать задником истории. Закроешь глаза, и увидишь хоть «сны Веры Павловны», хоть маниловские грезы, а то и с «чудовищем» повстречаешься…
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments