?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дочка моего друга, ученица 10-ого класса московской гимназии, с которой он попросил меня немного позаниматься историей, пришла в очередной раз как раз после лекции о сталинских репрессиях. Конечно, мне было интересно, и я стал ее подробно расспрашивать, что же говорил учитель, и что она для себя усвоила после урока.
И не то, чтобы узнал много нового, но понял, что ученики так и не уяснили – в чем причины «большого террора»? Почему без суда и следствия убивали невинных людей, и так ли они были невинны? Сколько процентов было «леса», а сколько «щепки»? Да, им говорили что-то о «московских процессах», называли правильные цифры, но дети не понимали – как-то это подписывать «расстрельные списки», кто в них был, и почему без суда и следствия?
Пришлось объяснять и про причины «большой чистки» в партии, и про причины массовых репрессий в обществе. Одной из которых было посеять тотальный страх. Для чего? И это пришлось объяснять.
Мне сказали, что преподаватель несколько раз подчеркивал, что будет говорить только факты, без личной оценки. Я тоже старался избегать, как сейчас модно говорить, оценочности событий. Хотя, если рассказать, как и почему все было, оценки возникают сами собой – в первую очередь, эмоциональные, моральные, а потом и исторические.
И я опять подумал – но почему мы стесняемся давать оценку? Почему ученики не должны знать ЛИЧНУЮ точку зрения преподавателя? Никто же не говорит, что свою оценку надо навязывать, что она безальтернативна. Есть все-таки в этой стыдливости какой-то элемент бесстыдства и … страха. Не находите?..

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
roma_nowa
Feb. 12th, 2019 09:23 am (UTC)
Почему ученики не должны знать ЛИЧНУЮ точку зрения пре
Потому что невольно это становится часто и точкой зрения ученика.
А вот Иван Иваныч говорит, что...
lev_56
Feb. 12th, 2019 09:27 am (UTC)
Re: Почему ученики не должны знать ЛИЧНУЮ точку зрения п
Ну и что здесь плохого - "Иван Иванович же говорит...", не он. Разве мы против авторитетов?) К тому же, особенно сейчас, если не прозвучит ярко точка зрения преподавателя, у ученика вообще своей не сложится - пропустит ИНФОРМАЦИЮ мимо ушей. А так хоть заинтересуется...
roma_nowa
Feb. 12th, 2019 09:43 am (UTC)
Re: Почему ученики не должны знать ЛИЧНУЮ точку зрения п
Я не историк. Но, говоря об искусстве, всегда опиралась на собственные симпатии. Уверена была в своих оценках.

Просто ведь Иван Иваныч может сказать и такое: марихуана - она в общем совершенно не вредная.
И кто-то потянется к марихуане.
Заинтересуется.
Дикая параллель?
Но все же параллель...
lev_56
Feb. 12th, 2019 09:55 am (UTC)
Re: Почему ученики не должны знать ЛИЧНУЮ точку зрения п
Но из этой "дикой параллели" вовсе не следует, что И.И. должен быть совсем не личностным и не иметь своего мнения. Тогда его надо заменить роботом)
roma_nowa
Feb. 12th, 2019 09:59 am (UTC)
Re: Почему ученики не должны знать ЛИЧНУЮ точку зрения п
Свое мнение нужно иметь всегда.
Но не всегда оно нужно, это чужое мнение...
lev_56
Feb. 12th, 2019 10:04 am (UTC)
Re: Почему ученики не должны знать ЛИЧНУЮ точку зрения п
Мудро))
roma_nowa
Feb. 12th, 2019 10:07 am (UTC)
Re: Почему ученики не должны знать ЛИЧНУЮ точку зрения п
Интернет дает прекрасно-ужасную возможность убедиться в этом))
ram_50
Feb. 12th, 2019 10:21 am (UTC)
"Есть все-таки в этой стыдливости какой-то элемент бесстыдства..."

Я бы сказал не бесстыдства, а недобросовестности.

"... и … страха."

Ну, если учитель этого боится, ему дорога в завхозы...
lev_56
Feb. 12th, 2019 10:43 am (UTC)
Посмотри верхний пост - интересное заявление министра просвещения.
Alex Krylov
Feb. 12th, 2019 11:26 am (UTC)
Отказ оценивать исторические события сам по себе является их оценкой. Если человек бесстрастно рассказывает о миллионах невинных жертв, он тем самым уже дает понять, что не было в этом ничего необычного.

"Ухудшение положения, страдания, преступления и неудачи, за которые должен нести ответственность руководящий слой, оправдываются ссылкой на то, что они необходимы в неизбежном историческом процессе. В этом отношении эта идея является полезной опорой всякой безнравственности."
Вальтер Ойкен, "Основные принципы экономической политики", глава "Миф о неизбежности развития"

Точно так же человек, заявляющий, что он не занимается политикой, уже занимает определенную политическую позицию.
lev_56
Feb. 12th, 2019 11:30 am (UTC)
Абсолютно с Вами согласен. Чаще всего именно так и бывает: сколько я просматривал учебники по истории, в которых авторы отказывают давать моральные оценки, они невольно (а скорее, вольно) оправдывали аморальные вещи. И заявленная аполитичность чаще всего латентная лояльность.
Спасибо.
lanita_med
Feb. 12th, 2019 11:33 am (UTC)
ИМХО:
Может это не страх вообще...а страх что твоё понимание событий тех лет может ничего общего с истиной не иметь !
Вот наши учителя преподавали так,чтобы нас заинтересовать и...сподвигнуть к внеклассному чтению .Я помню кучу литературы всякой перерыла,чтобы понять .И документальной и мемуарной..Родителей теребила ,выстраивала свою точку зрения .
Кстати...количество материала с возрастом конечно выросло ,а точка зрения не поменялась а только укрепилась :)
lev_56
Feb. 12th, 2019 02:00 pm (UTC)
Конечно, главное, не высказаться, а заинтересовать. Без имхо))Другое дело, если ты не уверен в своей точке зрения, точнее, сильно не уверен, ее можно и не высказывать ... без просьбы. А так бояться нечего: если вам докажут, что вы не правы, так и замечательно. Притом можно всегда сослаться на ИМХО))
vana_jana
Feb. 12th, 2019 12:41 pm (UTC)
лично я уверен
что образованная молодежь безнадежна.
Бессовестна, труслива и вообще для них Сталин это лучший друг Барбареллы :)
А вот простые ребята они могут ее в нравственном смысле "выплыть".
То есть образованные с мединско-сурковским воспитанием всегда будут давать ложные показания, подписывать бумажки не читая и т.д.
А вотнеобразованных "не сдавать своих" отворотит от современной идеологии.
lev_56
Feb. 12th, 2019 02:02 pm (UTC)
Re: лично я уверен
Если так подойти к вопросу: что лучше пропагандистское образование или "целина", то конечно, лучше "целина" - ее вспахать можно.
vana_jana
Feb. 12th, 2019 12:46 pm (UTC)
вот меня умилила
реакция на пытки заключенных в наших лагерях.
Это не те пытки которых не было (а все придумали имигранты по указке ЦРУ) :)
И не пытки политических (так им и надо) :)
Пытки простых мужиков. То есть вот эта реакция в интернете оправдательная - это финиш. Понятно что это отчасти оттого что те кто в интернете пишет чувствуют себя другую сторону. Но сотрудники МВД, ФСБ, ФСИН знают что они не по другую :)
lev_56
Feb. 12th, 2019 02:04 pm (UTC)
Re: вот меня умилила
Люди, которые так легко оправдывают пытки, конечно же считают себя по ту сторону барьера, не понимая, что он очень условный. Сегодня палач, завтра жертва; сегодня равнодушный пофигист, завтра все почувствуешь на своей шкуре(
nae_bother
Feb. 12th, 2019 04:01 pm (UTC)
мне кажется что процесс обучения должен включать в себя как раз способность учащихся анализировать факты, излагать стройные интерпретации которые давали бы объяснения фактам в контексте исторического процесса. Роль учителя прежде всего создать возможность для учеников составить собственную точку зрения и выразить ее.
nachgar
Feb. 13th, 2019 02:53 pm (UTC)
Уважаемый Lev, ведь отказ от личных оценок это и есть обращение к настоящей "голой" правде, за что Вы сами ратуете? Чем больше "личного", тем больше оснований для возникновения мифов. Сначала - "самодельных", "для личного пользования", где материал собирается и подгоняется под миф... А потом - неизбежно - и для более широкой аудитории: ведь хочется поделиться, открыть людям глаза. Думаю, все мифы в истории начинались с этого. Кому-то однажды открывалась "Истина"... Ведь это так соблазнительно.
( 19 comments — Leave a comment )

Profile

lev_56
Вообще и в частности

Latest Month

February 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow