Ведь что произошло? Вячеслав Юрьевич по существу легализовал все либеральные клише: народ у нас только с царем в голове, к демократии не пригоден, к торговле тоже, хорошо умеет исключительно воевать; он не просвещен, но сердцем чует, «глубинными» инстинктами. Но, если для либералов все это было со знаком минус, и их обвиняли, что они шельмуют наш замечательный народ, который не хуже других, приписывают ему какие-то варварские черты и примитивные реакции. А либералы добавляли, что эта ментальность все же изменчива, и предлагали всякие наивные панацеи типа просвещения и местного самоуправления. То по Суркову - все фатально, потому что и так хорошо: народ прост, но в этой глубинной простоте мудр. Поэтому ему не нужно лишних "премудростей". Более того, это пример для остальных: как можно избежать всякие необязательные демократические институты, выйти из зоны политического лицемерия, не усложнять себя жизнь, сведя ее до прямой связи народа с властителем. Вне всяких посредников. Он начал русскую историю с второй половины 15 века (повторяю, пропустив и принятие христианства, и Орду), с Ивана III, а закончил … Иваном IV "Нордическим".
В статье Суркова возможен еще один смысл, но о нем мне даже не хочется говорить, и в него я не хочу верить. Тем более, как в главный. Хотя определенные основания есть, и мы о них периодически говорим.
Вскоре Путин выступит с Посланием к Федеральному собранию. Вот и посмотрим – или со стороны Суркова это была такая «медвежья услуга» (что мне представляется реальнее всего), и от него и его "простых" мыслей открестятся, он будет так или иначе негласно объявлен «Гессом», перегревшимся на солнце на почве любви к «фюреру» и ослепленный видениями «тысячелетнего Рейха», или все еще более запущено, чем я предполагал.