Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

Categories:

Культурные нормативы для школьников

Минкультуры и Минпросвещения разрабатывают совместный проект "Культурные нормативы для школьников", сообщил на Российском инвестиционном форуме министр культуры Владимир Мединский.
"Мы его (проект) анонсируем с министром просвещения, наверное, по окончании этого мероприятия. <...> Идея заключается в том, чтобы интегрировать в школьную программу культурный компонент".
Как рассказал глава культурного ведомства, школьники должны будут посетить определенное количество музеев, выставок, концертов, архитектурных памятников, посмотреть лучшие фильмы, "желательно отечественные". Также проект предполагает, что учащиеся начнут вести социальные дневники (бумажные или электронные), чтобы делиться "своими впечатлениями с товарищами, учителями, родителями".
Министр просвещения Ольга Васильева, в свою очередь, подчеркнула важность создания нового "норматива" и отметила, что в последнее время культурное воспитание детей оставалось без должного внимания, а школьным предметам, связанным с культурой и ее историей, отводилось мало времени.

Вот как бы опять дилемма: с одной стороны, вроде бы хорошо – давно пора "озаботиться культурой". Мы постоянно «ноем», что дети у нас не читают, не смотрят достойные фильмы, не ходят на выставки, не слушают хорошую музыку, и вообще как бы растут вне гуманитарной культуры. Только в материальной и технологической.
С другой, сразу столько сомнений и недоверия. Во-первых, потому что у глав обоих ведомств есть определенная репутация, и они часто воспринимаются, как два отделения министерства пропаганды. Во-вторых, «должны посетить» (ну допустим, я бы тоже на этом настаивал для пользы дела), но вот не приведет ли это к тому, что списки этих фильмов и книг будет иметь определенную направленность и отвечать скорее задаче того, что сегодня называется патриотическим воспитанием, чем культуры в широком и эстетическом смысле слова? Кто будет определять эти нормативы? Специалисты по безопасности или специалисты по ГТО? Я, конечно, утрирую, и все же – кто? Будут ли это обязательные, «крепостные» списки, или рекомендательные, или свободные?
Вопросы не праздные, когда министр просвещения говорит - «не уделялось должное внимание культурному воспитанию». И прямо аж в дрожь бросает.
Смущает, конечно, "желательно отечественные", а также обязанность вести «социальные дневники», в которых надо делиться с учителями, родителями и учениками прочитанным и просмотренным. Не очень представляю, как все будет организовано, сколько занимать время, будет ли кто-то это проверять и засчитывать, как сданные нормы? То есть существует большая опасность заорганизованности, бюрократизации «культурного процесса». И вместо культурного прорыва мы получим: отчет, имитацию, патриотизм. Но это не культура.
Тем не менее, уже слышу: «Опять критиканство, это всего лишь проект, детали еще никто не разрабатывал; люди хоть что-то предлагают, сами же жаловались, что дети катастрофически некультурны; а как только доходит до дела, так сразу все подвергается сомнению, осмеянию и критике». Поэтому ставлю на обсуждение:
1. Как вы относитесь к подобной инициативе?
2. У вас больше оптимизма или скепсиса?
3. Лучше что-то, чем ничего, или ничего вместо «определенным образом»?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments