Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

Categories:

Еврейский музей

В Берлине много напоминаний о Холокосте евреев: сам музей Холокоста, «камни преткновения» с именами и адресами тех, кто сгинул в лагерях, стенды-предупреждения, как около дома Цветаевой.
В 1996 году Гюнтер Демниг — кельнский скульптор, родившийся в Берлине, установил первые 55 бетонных кубиков 10х10х10 см, накрытых латунными пластинами. На каждой пластинке выбил имя, год депортации, дату и место гибели, установил перед домом, где жил погибший еврей, и таким образом напомнил о «тех, кто жил по соседству». С 2004 года «камни» стали устанавливать массово, и сегодня, говорят, их уже сотни тысяч по всей Европе, а в Берлине натыкаешься на них постоянно.





Но есть и, собственно, еврейский музей, который посвящен и жизни немецких евреев, и Холокосту. Вроде московского еврейского музея толерантности.



Автор нового здания, Даниель Либескинд, предложил проект, который он назвал Between the Lines, что переводится как «между линиями». Это зигзагообразное свинцовое здание, которое пересекает прямая линия из ряда пустых помещений. Оно как бы символизирует ту пустоту, образовавшуюся в Европе от бесчисленных загубленных мертвых душ и разрушенной еврейской культуры.



Но, честно говоря, именно посещение еврейского музея было моим главным разочарованием в Берлине. Во-первых, проверка при входе, как в аэропорте Бен-Гурион в Тель-Авиве. Это сразу создает и очереди, и соответствующую атмосферу. К тому же мало симпатичные охранники. Короче, суета и раздражение. Правда, после этого «шмона» можно посидеть в кафе во внутреннем дворике музея и отдохнуть, выпив кофе с кухеном.
К сожалению, часть экспозиции, в частности, об истории евреев в Германии, была закрыта на реконструкцию. Но главные залы, посвященные Холокосту, были открыты. В частности, внутри музея расположена темная «Башня Холокоста» с небольшой щелочкой просвета наверху. Считается, что экспозиции музея может произвести настолько сильное впечатление, что экскурсоводам приходится всегда быть наготове, чтобы оказать первую медицинскую помощь. Я, склонный к клаустрофобии, ничего такое в этой башне не испытал. Я ПОНИМАЛ, что хотели выразить авторы идеи. Но это не затрагивало моих чувств.
Главный зал по теме Холокоста, где в музейной пустоте «Шалехет» по полу разбросаны тысячи небольших металлических дисков с прорезями в виде искаженных от боли лиц, которые естественно издают определенный звук, когда по ним ходишь. По задумке авторов - это хруст человеческих костей, колокольный звон по убитым, а по мне так просто неприятный металлический звук. При том, что сама идея - ходить по лицам мне показалась достаточно безвкусной.



Я вообще с большим скепсисом отношусь к тому, что называется инсталляцией. При все том, что это бывает изобретательно, это не трогает. Душу не теребит. Ты вроде как разгадываешь ребусы, а иногда и расшифровываешь лобовые символы. По-моему, я уже не раз писал, искусство должно будоражить чувства и уже потом напрягать разум. Да и то, только для того, чтобы еще раз испытать переживание.
Собственно, у меня вопрос: как вы относитесь к современным инсталляциям и вообще к концептуальному искусству?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment