Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

Categories:

«Шум времени» Джулиана Барнса (2016 год)

Сразу после недавнего прослушивания в «Зарядье» Пятой симфонии Шостаковича стал читать, вышедшую в 2016 году, книгу Джулиана Барнса (Букеровского лауреата) «Шум времени». Я когда-то читал книгу Соломона Волкова «Шостакович и Сталин: художник и царь». Хорошо помню, что мне показалось, что тирана там больше, чем композитора. И это минус книге. Видимо магия Вождя оказалось сильнее. Сами «Свидетельства» Шостаковича, записанные и отредактированные Волковым, я не читал (по-моему, они у нас так и не переводились, или, по крайней мере, не вышли книжкой). Насколько я понимаю, Барнс, конечно же, опирался и на них.
Особенностью книги Барнса является то, что он не музыковед и не вдавался в нюансы творческой биографии Шостаковича. Да и нельзя сказать, чтобы это вообще была биография. (Хотя в книге много интересных подробностей из жизни композитора). Главный герой книги, если так можно сказать, время. Время не вообще, а время, которое шло своим чередом в СССР, время, которое мололо, превращало в пыль талантливых людей, возвышало бездарных; время, к которому нужно было просто приспособиться, чтобы выжить; время проигранных битв с Властью, болезненных поражений совести. И все же это время, когда рождались великие произведения, несмотря ни на что – это был тот рубеж, который держался дольше всего.



Книга о Шостаковиче как великом композиторе и обыкновенном человеке с многочисленными слабостями. В 36-37-ом годах он еще держался: его жрал страх, но он умудрился не отречься от своей музыки. Он предпочел стоять каждую ночь на лестничной клетке с чемоданчиком, готовый к тому, что его заберут. Но в 48-ом этот страх его все же сожрал. Сначала, поехав в США, он предал своего любимейшего композитора Стравинского, которого считал самым великим в XX веке, потом самого себя, вступив в партию и заняв все почетные должности и получая высшие регалии от власти, которую ненавидел. А далее – без разбора: подписывая любые «не свои» интервью, «подметные письма»… Уже не важно.
Книга Барнса – это ни в коем-случае не книга, осуждающая Шостаковича (пожалуй, максимально наоборот), но то время, то тоталитарное государство, в котором он жил. Эта книга о тщетных попытках борьбы с преступной и жестокой Системой, об унижении, несовместимом с жизнью.
Великий российский композитор XX века с трагической судьбой (как бы внешне, со стороны, она не казалась благополучной) и с самой трагической музыкой. Особый трагизм Шостаковича заключался в том, что, заключив насильственную сделку с Дьяволом, он не смирился, как многие, бесстыдно пользуясь ее благами, а всю жизнь страдал муками совести.
…Интересно сложилась судьба его потомков: сын, дирижер, сбежал на Запад, потом вернулся и вроде как доволен жизнью. Старший внук Шостаковича, тоже Дмитрий, очень похожий на деда, написал гимн Национал-большевистской партии, запрещенной в России, младший Максим учится на экономиста.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments