Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

Category:

Разговор священника с атеистом

Оказывается, на телеканале «Спас» есть передача «Не верю!», которая предполагает диалог священника с атеистом. И вот я посмотрел и послушал такой диалог Владимира Познера и богослова отца Максима Козлова.
Интересная, примечательная и показательная удалась беседа. Познер оказался «в теме», а о. Максим – умным, интеллигентным, православным человеком. Собеседники явно уважали убеждения друг друга, подчеркивая и личное уважение. И разговор получился.
В основном, Владимир Владимирович задавал атеистические вопросы, а Максим Евгеньевич отвечал. Отвечал достойно, но при этом саморазоблачительно. Что я имею в виду?
Например, Познер спрашивает: почему ветхозаветный бог так жесток? Почему ожесточал сердце египетского фараона, который, в общем-то, был готов сразу отпустить евреев, зачем понадобились все эти ужасные вещи, прежде, чем евреи ушли? Почему ветхозаветный Бог Яхве так жесток, и почему так жестоки евреи, расправляющиеся с другими племенами на пути в землю обетованную?
Потому что именно так, - отвечает священник, - можно было помочь сохраниться народу, которого Бог избрал, выжить среди язычников, чтобы нести миру его слово.
Но ведь из этого объяснения вытекает ужасный вывод: значит, во имя высокой цели можно применять самую жестокую жестокость. И оправдать инквизиторов, и того же Гитлера, и Сталина – все действовали во имя Веры, Идеи, спасали свои народы и государства, и НИЧТО не могло им помешать. Никакие массовые убийства.
Второе разоблачение. Познер сказал, что ему не нравятся религиозные догмы. К примеру, непорочное зачатие – никаких доказательств того, что это возможно, нет. Но надо верить, что было так, а не иначе. Почему? И еще Познер говорил, что не верит в чудеса, пока их не доказали, а не просто продекларировали.
Что отвечает священник?
Он предпочитает называть религиозные догмы такими же аксиомами, как и в науках, не требующие доказательств. Что же касается непорочного зачатия девы Марии, важно было, чтобы Иисус родился не во грехе, а чистым. Это принципиально важно для построение будущего здания христианства.
То есть он признал, что церковное учение строится на догматах, без которых вся пирамида религии рухнет. А догматы надо просто принять на веру. По сути о. Максим Кольцов не отрицал, что религиозное учение в некотором роде софистика, когда в основу, в фундамент вероучения кладутся не доказанные, а «придуманные» истории-постулаты, возможно и не правдивые с точки зрения здравого смысла, но которые надо принять на веру, ибо без них все остальное не имеет смысла.
Далее, Познер не мог не затронуть тему смерти и бессмертия.
И опять же священник соглашается, что вера в бессмертия души, в жизнь вечную, помогает людям обрести смысл земной жизни, которая в противном случае становится чередой страхов, мучений, страданий и бессмысленности. Опять же – вера в загробную жизнь вытекает из вполне себе рациональных объяснений – так легче жить.
И когда Познер сказал, что вот ему не бессмысленно жить, а вполне даже интересно, потому что надо искать свои смыслы – трудно, упорно, но искать, и тогда воздастся по заслугам. Но о. Максим, опять же согласившись, попросил признать, что для большинства простых, ординарных людей, земная жизнь чаще всего бессмысленна, поэтому ему нужна дать эту веру, которая принесет надежду и облегчение. Он фактически опять же признал, что религия и ее жрецы выступают в роли психотерапевтов-утешителей. Что возможно для многих хорошо, но это не имеет отношения к истине, к Богу, это придумал человек, чтобы облегчить себе жизнь. Кстати, и еще один момент – вера в бога, подчас, мешает приложить максимум собственных усилий. «На бога надейся, но сам не плошай». Да, но все же – покровительство бога –главное: успокаивает, но и ослабляет волю к реальной жизни.
Познер еще спрашивал - а имеет отношение Бог ко всем тем ужасам, которые периодически творятся на земле, нерукотворным, не войнам, а, к примеру, землетрясениям, цунами, уносящими тысячи жизней
невинных людей, в том числе младенцев. Вроде бы как имеет, если сказано, что ни одного волоска не упадет с головы его без воли Бога. На что М.Е. отвечал - он верит , что все погибшие дети блаженствуют в раю. (Ей богу, это напоминает компенсацию семье погибших в той или иной катастрофе в миллион рублей).
Как человек приходит к вере? К примеру, заболел близкий человек, прогноз плохой, говорят – сходи в церковь, помолись, поставь свечку за здравие. Да, все, что угодно – лишь бы помогло. И вдруг человек выздоравливает. Аллилуйя! Бог есть! Я верю! Он услышал мои молитвы и исцелил моих близких. Не врачи, боровшиеся за его жизнь и здоровье, а Бог. А врачи… Это Бог через них оказал эту помощь, они стали его медиумами.
Правда, потом бывает так что происходит трагедия. И человек мучится, пытается понять – чем он прогневил Бога, почему им наказан, что сделал не так. Наверное, мало молился, отныне будет молиться больше.
Поначалу религиозные иерархи пытались подчинить себе свою паству в буквальном смысле, не только духовно. Но постепенно светская власть победила. И правители быстро поняли, что без религии им никак не справиться с людьми. И было заключен негласный, неписанный «завет» Власти с Церковью: правитель становится Помазанник Божий, и отныне его власть от Бога, он его наместник на земле, а точнее, он «царь и Бог». Как говорил Апостол Павел: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога».
Возвращаясь в диалогу атеиста и священника, что еще характерно: Познер все время говорил – НЕ знаю, а его собеседник – верю. (Я бы предложил сделать еще одну передачу - «Не знаю»: разговор хомо сапиенс с хомо веритас).
Верующий человек - знайка, он может все, что угодно объяснить Божьем Промыслом. С Богом легче, с Богом нет сомнений, терзаний, есть ответы на все вопросы. Это нерелигиозному человеку остается плутать в потемках, думать, сомневаться, проверять знания, познавать мир эмпирически и научно. А дело верующего – Верить.
В конце, ведущие диалог обменялись представлениями, в чем же Смысл религии. Познер сказал, что по его мнению -это забота Бога о человеке, и с этой задачей он явно не справляется, и христианство тоже, так как за две тысячи лет человек принципиально не изменился, несмотря ни на какие проповеди любви и терпения. Отец Максим Козлов повторял, что Бог не столько заботится, сколько облегчает жизнь простого человека, наполняя ее смыслом и надеждой на вечную жизнь.
...У меня нет научного мировоззрения. Я гуманитарий. Я агностик, я не отрицаю Бога, я его ищу и готов принять, но моей гордыни нужны доказательства, без них мой разум отказывается верить. Я не могу признать, что разум - враг мой, фактически отказаться от сапиенс в себе. Не могу. Не получается. Да и не хочу. Таким вот образом – самообманом, самовнушением ничего не изменить. Все равно не поможет. Должна быть вера глубокая и искренняя, тогда она возможно спасет от страхов. Про спасения души пока повременю что-либо говорить.
PS
Закон благодати не отменяет закона совести. И судить человека будут именно по тому, как он жил – по нравственным ли законам, старался соблюдать Десять Заповедей или нет, жил ли, повинуясь голосу совести, что есть Бог, или нет. И не важно, в кого или во что он верил, важно, как жил.
А здесь неверующие, по-моему, часто могут дать фору верующим. Ибо не то главное, сколько раз ты произнес слово «духовность», сколько раз и как широко перекрестился на храм Божий, и какого размера твой нательный крест, не правда ли?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments