Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

Categories:

Эмпатия

Недавно зашла речь об эмпатии. С одной знакомой. По телефону. Понятно: мы все сидим по своим углам, нам скучно и немного страшно, и мы таким образом проведываем друг друга, хотим общаться и заводим разговоры на актуальные темы. В частности, о том, что людям сейчас не хватает эмпатии.
Модное нынче слово – эмпатия. Но что оно означает? Кто и как его понимает? Знакомая сказала, что это всего лишь давно забытое слово «доброта». И спросила меня – много ли я знаю добрых людей вокруг себя? Попросила назвать из своего круга хотя бы одного доброго человека. Я назвал. Одного из «Сезуана». И еще одного… умершего.
Но кто такой этот добрый человек? «Крысобой»? Горький писал сыну, что нет злых людей, а есть озлобленные. Ну так тогда нет и добрых, а есть те, кто способен по разным причинам проявлять доброту, совершать добрые поступки. Получается, добрый или злой - это такие дистиллированные определения, на поверку же - всего понемножку.
Предложил поговорить об эмпатии друзьям. Услышал такое мнение: эмпатия - это сочувствие. Но как оно, это сочувствие, будет проявляться? - спросил я. «Ну может и вообще не проявиться, оно внутри – почувствовал или не почувствовал».
По мне это не так – эмпатия без поступка не эмпатия, а нечто другое – какая-то важная работа души, но с низким коэффициентом полезного действия. Он есть, но, в первую очередь, как персональная душевная профилактика - чтобы не очерстветь.
Но с чем мы согласились, так это с тем, что эмпатия – скорее, от ума. Это такая интеллектуально-нравственная норма. Но для меня – сопереживание обязательно сопряжено с соучастием. Повторюсь: сочувствие без какого-либо помогающего, солидарного поступка – хотя бы в форме жеста - не есть эмпатия.
Еще одна важная сторона эмпатии – можно сопереживать, иметь желание чем-то помочь, но просто не уметь это делать, не обладать теми механизмами, которые, собственно, и приводят эмпатию в действенную помощь.
Мне говорят – «для этого надо иметь дар, но не все этим даром владеют. К тому же, может это и редкий дар. Поэтому люди не виноваты, что не могут – потому что не умеют». Так надо учиться, - хочется крикнуть мне. Но ведь действительно многие не умеют и учиться бывает поздно - уж больно все заскорузло.
И все же – чем отличается человек эмпатический от других?
Во-первых, это обычно тонкокожие люди, наиболее чувствующие чужую боль и тревожную вибрацию. Это не значит, что они сильнее других ее переживают, но острее и быстрее ощущают, замечают. Потому что эмпатичный человек - внимательный: взгляд его не блуждает рассеянно в пространстве, он не поверхностный, а почти всегда сосредоточенный и пристальный. Он обнаружит, когда что-то не в порядке еще до того, как это увидят все, до того, как об этом начнут кричать «во весь голос». Во-вторых, он не просто заметит, но останется спокойно-равнодушным или просто разведет руками – что я могу сделать?! - и вскоре забудет, а подумает, может ли он что-то сделать, чем-то помочь. И попробует. Потому что он умеет это делать – помогать: подобрать точные и нужные слова, вовремя их произнести, что-то сделать полезное, конкретное, выслушать, подбодрить, подставить плечо, утешить, дать совет – когда что нужно. И он не ограничиться одноразовой «гуманитарной помощью» – один раз спросит - как дела, один раз – не забудет поинтересоваться здоровьем и непременно закончит – «если что, звони». Это ответственные люди и понимающие, как трудно и неловко порой попросить. Они не будут ждать также знаменитой фразы, фразы одновременно звучащей упреком и оправданием – «Ну ты бы сказал, что тебе нужно…». Они не побоятся проявить инициативу и сами предложат помощь. При этом, не хуже других знают поговорку, что инициатива наказуема, но она для них не авторитетна.
К слову, когда ко мне приходят в гости мои бывшие ученики, воспитанники, они всегда спрашивают – чего купить? Так вот меня упрекают в том, что я придираюсь к словам, но для меня есть разница между – что-нибудь нужно купить? и – что купить?
А вы чувствуете разницу?
Нет, не надо думать, что эти люди станут навязываться с предложениями о помощи, но они всегда готовы ее оказать. Не будут лезть в душу, но их собственная душа настроена на прием.
И еще один важный и, вероятно, самый спорный аспект. Есть люди, оказывающие помощь, скажем так, несколько механистически. Как это точнее сказать… Ну в общем, они, скорее, соцработники, медсестры или медбратья. Они готовы заботиться бескорыстно, но и бесстрастно. Возможно, это самый совершенный вид помощи, но что-то в этом смущает.
Много лет назад у меня состоялся разговор со школьным другом «о колясочке». Как-то мы заспорили: я сказал: если что, не хотел бы, чтобы мой сын возил меня в коляске и чертыхался по этому поводу. Мне надо, чтобы он возил колясочку с душой, а не злился и раздражался, исполняя родственную повинность. Мой друг сказал, что ему плевать – главное, чтобы возил, выполнял долг, а что он там думает - неважно, и потом естественно, что ему это не будет в радость. Главное – не в тягость, - ответил я. И добавил: и все-таки я буду чувствовать душевные муки, которые, боюсь, станут для меня острее и болезненнее, чем физические неудобства. Повторяю, речь идет о близких людях, а не о сиделках. И даже, если о них - не хотел бы, чтобы за моей спиной чертыхались, и я бы страдал, чувствуя себя обузой.
PS
Мне очень важно знать, что вы думаете об эмпатии? Как ее понимаете?
Давайте поговорим.
Tags: мысли в карантине
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments