Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

Categories:

Ростропович, Дворжак, Лондон, 21 августа 1968 года

Сегодня годовщина ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакии в 1968 году.
Прошло более пятидесяти лет, и все по-прежнему актуально. Хотя, казалось, нет СССР, нет Варшавского договора, но есть страх и опасность, что нечто подобное, что потом будет признано ошибкой и вмешательством во внутренние дела суверенного государства, не повторится.
Конечно, я о Беларуси, за событиями в которой мы все следим. Если Россия вмешается в происходящее в той или иной силовой форме, это будет уже катастрофой – не дай бог, глобальной, политической, и, особенно, моральной. Сколько еще лет надо будет выветриваться недоверию, обиде, тому же страху. Почему нужно его сеять – страх?! Отказываюсь понимать. В смысле, не могу это осознать, переварить, принять, найти хоть какие-то морально-разумные аргументы.
Но сегодня я хочу рассказать одну историю. Она довольна известна. Но, наверняка, не всем.
21 августа 1968 года в день ввода войск в Чехословакию, Мстислав Ростропович с оркестром под управлением Евгения Светланова должен был в Лондоне исполнять концерт для виолончели Дворжака. Прямо, как нарочно. Великий концерт. Кто не слушал, очень рекомендую.
И вот перед входом в театр собрались люди, чтобы выразить свое возмущение и протест против агрессии в отношении «Пражской весны», того, что во всем мире стали называть "социализмом с человеческим лицом". По этому лицу проехались танками.
Ростропович был в жутком состоянии. Ему звонили друзья и советовали отказаться, сославшись на болезнь. Мало ли что может случиться. Могли и просто сорвать концерт, могли проявить даже личную агрессию. Короче, небезопасно. Но Ростропович наоборот решил проявить своеобразную солидарность, играть в этот день выдающуюся музыку чешского композитора Антонина Дворжака, как извинение что ли, как покаяние, как признание величие того, что нельзя растоптать. Он лишь попросил своего менеджера до концерта застраховать виолончель.
Музыканты прошли в театр через выкрикивающую, в том числе оскорбления, толпу. Крики были и в зале перед самым выступлением. Но большинство пришедших на концерт заткнула крикунов – при чем здесь музыканты.
Галина Вишневская, жена Ростроповича вспоминала, что сидела в ложе, опустив голову, не смея ее поднять.
И концерт начался, и Ростропович играл гениально, и играл буквально со слезами на глазах. Все всё поняли. И когда Вишневская и Ростропович покидали театр, толпа вдруг смолкла и расступилась перед ними.
Что мы могли поделать? – вспоминала Вишневская. «Мы пришли в номер гостиницы и напились».
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment