Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

Люди с фонариками

…Я знаю хороших, умных людей, которые не приемлют слова «менталитет», особенно, когда им пытаются объяснить, что та или иная историческая закономерность связана именно с одинаковым психологическим укладом, умонастроением большинства того или иного народа. В частности, русского народа. Они негодуют, когда журналисты-публицисты, «галопом по Европам» пробегая по тысячелетнему российскому пути, стараются доказать, что на всех развилках истории Россия всегда выбирала самодержавие и несвободу. И это ее ментальный выбор, который сформировался давно, под влиянием многих обстоятельств и является фатальным.
Меня, честно говоря, тоже не устраивает этот приговор. Народ, как правильно напоминают противники «теории ментальности» состоит из разных людей (вот корейский народ по ту или иную сторону 38 параллели разве одинаковый?), а, во-вторых, есть свобода воли и есть периоды в русской истории, когда все могло бы пойти по-иному.
Но, с другой стороны, ведь не пошло. И как можно сбрасывать со счетов сформировавшиеся веками нравы, привычки, психологию мышления, «коллективные представления» и «духовную настроенность» людей, живущих на одной территории, в одной стране, в одном государстве.
Считается, что ментальность выражает внеиндивидуальную составляющую личности, своего рода «обратную сторону» человеческого сознания, которая во многом скрыта от человека и им не отрефлексирована. Вот почему, в том числе, мифы так легко завладевают разумом людей, а поиски истин для многих из них лежат так далеко от столбовой дороги, и вместо того, чтобы стремиться на нее – широкую и освещенную – они ходят с фонариками и выискивают свою правду, ненавидя или презирая тех, кто без фонариков.
Возвращаясь к России, возможно первым иностранцем, кто подробно, компетентно и, в меру, объективно написал, тогда еще о Московии, был посол Священной Римской империи при дворе Василия III Сигизмунд Герберштейн. В частности, он писал: «Неизвестно, такая ли загрубелость народа требует тирана государя, или от тирании князя этот народ сделался грубым и жестоким». И до сих пор неизвестно. Этот стержневой вопрос волновал и волнует по-прежнему: что было раньше - яйцо или курица. Кто от кого зависит: народ от вечно манипулирующей им власти, вбивающей ему в голову «православие, самодержавие, народность», или любая власть от вечно мечтающего, но всегда выбирающего синицу в руках народа, требующего от нее распределительного пайка и мобилизационного предписания.
Как-то мне все же сомнительно, что люди хотят именно этого. Другое дело – они молчат. По традиции молчат. И ждут, что кто-то растолкует им их желания. Народ не чувствует себя хозяином, поэтому он привык спрашивать или просить Хозяина. Вот в чем дело. Ему так еще и не позволили им стать и почувствовать разницу. А потому и работает пресловутая ментальность.
Примечательно, что и те, кто приписывает народу российскому высокую духовность, аполитичность и преданность царю недалеко ушли от тех, кто уверяет, что народ-холоп, безбожник и анархист. Ибо это все крайности и «особенности». На деле, все, конечно, сложнее, а главное, универсальнее.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments