Навальный уже грозит захватом Кремля. А Удальцов призывает создавать национальные комитеты, создавать альтернативную власть. По-моему, не этого хочет большинство тех, кто нынче пришел или сочувствует митингам на Болотной и на проспекте Сахарова. Но они не большинство в стране, они пока большинство на площадях. И их можно быстро заменить на большинство тех, кто пока лишь наблюдает, но активно не вмешивается в события. Но ситуация развивается. И, повторюсь, надо быть очень внимательными, чтобы не не перейти черту, когда «машины» выйдут из-под контроля, то есть события сами начнут диктовать ход истории.
…Вчера, на сон грядущий, решил что-то почитать, подошел, без всякой задней мысли, к книжному шкафу, и взгляд почти тут же уперся в корешок тоненькой книжки, на котором было написано: Зигмунд Фрейд «Психология масс и анализ человеческого «я»». Вот такое попадание взгляда.
В первой главке Фрейд приводит психологическую характеристику толпы, дает портрет коллективной души масс, цитируя в основном популярную в конце 10-х – начале 20-х лет XX века книгу некто Лебона «Психология масс».
Попробую пересказать своими словами. В толпе индивид чувствует себя сильным, способным свершить что-то такое, что ему явно неподвластно в одиночку. Он становится сильно, можно сказать, гипнобильно внушаем и как бы теряет иммунитет к «заразе». Его личность теряет сознательность, волю и устремлена единственно туда, куда указывает гипнотизер.
«Одним лишь фактом своей принадлежности к организованной массе человек опускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации». Он варваризируется.
Говоря о массе в целом, Лебон пишет о том, как она изменчива, возбудима, импульсивна. Как она легковерна и некритична, как легко поддается влиянию. Масса не сомневается, ей не нужна истина, она нетерпима и подчиняется и признает только силу авторитета.
«Масса послушное стало, которое не может жить без господина. У нее такая жажда подчинения, что она инстинктивно подчиняется каждому. Кто назовет себя ее властелином».