Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

К месту - 15

Сейчас, когда многие снова возвращаются к "теории малых дел", среди которых чаще других называют просвещение, вспоминается очень характерный монолог директора английской школы из романа Герберта Уэллса "Необратимый огонь". По сюжету этот бессменный директор престижной школы заболел, и попечительский совет хочет его заменить. Но прежде, чем отдать школу в руки своего оппонента, объявившего, что он уменьшает часы гуманитарных предметов, и делает школу более технологичной, ориентированной на социальный успех, прежний директор берется объяснить совету свое педагогическое кредо.

Герберт Уэллс «Негасимый огонь»

«Если успех и является оправданием жизни, значит, вы должны готовить их к успеху. И если они будут делать свою работу ради этого, то у них не возникнет потребности в понимании мира. Жизнь становится не приключением, не борьбой, а простым послушанием и получением удовольствия от наград.
…Но я всегда верил сам и учил всегда учил детей, что если Бог чего-то и требует от человека, так это величайшего стремления к сотрудничеству и пониманию. Я учил их воображению – главным и первейшим образом я творил знание, знание того, что есть человек, и что такое мир человека, и чем человек может стать, в чем состоит приключение всего человечества, - вот сущность моего обучения в целом. В своей школе я учил философии, я учил всеобщей истории человечества. И если бы моей программе мешало обучение химии и физики, математики и языков, я бы выкинул их. …Некоторые их бывших моих учеников уже сделались хорошими бизнесменами – потому что они стали больше, чем просто деловыми людьми…
Но я никогда не делал из них бизнесменов и никогда этим заниматься не буду. Мои мальчики пришли в определенные профессии, они заняли должности, они вышли в широкий мир и хорошо справились со своими делами. Среди них были тупые и упрямые ребята, но почти все они вышли в мир джентльменами с хорошими манерами, широко мыслящими, понимающими и не эгоистичными. Хозяевами себе, слугами людям, потому что вся схема их образования была направлена на то, чтобы освободить их от низменных и узких стремлений… То, что сделало моих мальчиков такими, какими они стали, - это история, биологические науки и философия. Потому что в этих предметах заключена мудрость. Все остальные – это воспитание и накопление знаний.
… Мой коллега рассматривает физику и химию не в качестве помощи для понимания мира, а в качестве помощи в торговле. А мои мальчики изучали историю человечества так, что она становилась их личным приключением, они учили географию так, будто мир находится в их распоряжении, языки преподавались так, чтобы прошлое для них снова стало живым и чтобы в их душах открылись окна в души народов. Наука играла здесь надлежащую роль, она вводила моих учеников в тайные природы и сопровождала в пути среди туманностей…»
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments