Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

Categories:

Ностальгия по лицам

Кто-то сказал, что человек к сорока годам ответственен за свое лицо. Это значит, что если оно было с детства красивым и тонким, то и в будущем его основные черты не должны меняться, он не может терять лица - только благородная огранка возраста; то есть с годами человеку положено одухотворение. Но при условии определенной работы над собой. И работа эта должна, что называется, быть заметна на лице. Это не индивидуальная косметология, не гигиенический уход, не борьба с морщинами или облысением. Это про ту душу, что «обязана трудиться и день, и ночь».
Я понимаю, что есть презумпция невиновности на то, с какой физиономией на свет уродился и что бывают подлые красавчики и обаятельные, но внешне очень некрасивые люди. Но я не об этом. Я о внутреннем свете, об осмысленности на лицах, об ощущении принадлежности к одному человеческому роду.
Стало уже нарицательным - «лица из Политехнического». Имеется ввиду замечательные лица молодых людей, пришедших на поэтический вечер в Политехнический музей и снятых специально – документально - для фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича». Это лица хрущевской Оттепели. Оттаявшие лица. Возрождающиеся к жизни. Углубленные в мир и в себя. Это лица - как это ни странно в то время и в той стране - свободных, открытых людей.
А что же у нас сейчас происходит с лицами? Куда попрятались? Почему не меняются в лучшую сторону? Может прав мой друг, который называет это богооставленностью?..
Сегодня молодых лиц, в таком количестве, как тогда в Политехническом, не встретишь. Как будто нет больше таких мест. Может, мне не везет, и я их не знаю? Распущенных лиц - пруд пруди. А вот свободных…
Что имел в виду Гоголь, когда писал о том, как существенно отличается лакейская физиономия от лица просвещенного человека? Думаю - не сословные черты, «породу» или культурно-образовательный орнамент на челе. А все тот же свет и благородство свободного человека. Я уже не говорю о «свиных рылах»…
На всю жизнь врезались в зрительную память морды с общего снимка комендатуры концлагеря Берген –Бельзен, что я увидел в Германии: поразительно одинаково тупые и обезьяноподобные. И таких, с позволения сказать, физиономий становится все больше и в России. А когда они еще открывают рот, то и вовсе дискредитируют самое загримированное под человека лицо.
Каждое время имеет свои приметы. В том числе это лица тех, кто мелькает на страницах газет и в экранах телевизоров, героев сериалов, властителей дум и вершителей судеб. Сегодня это не лица рядовых защитников Белого Дома времен 91-ого года, а все больше комсомольцев 80-х, прославившихся своим беспредельным цинизмом и корыстностью; не интеллигентные лица шестидесятников, а их визави из органов госбезопасности. А по «лицам из Политехнического» осталась одна ностальгия.
… У Бабеля в рассказе «Письмо» во время гражданской войны отец, воюющий за белых, убивает своего сына, воюющего за красных, а в отместку второй сын, тоже за красных, убивает отца. Обо всем этом в письме матери пишет автор со слов и по просьбе их младшего брата. А потом долго рассматривает фотографию, которую ему показывает паренек: на ней изображен отец семейства, «плечистый стражник со сверкающим взглядом бесцветных и бессмысленных глаз», и два его сына – «чудовищно огромные, тупые, широколицые, лупоглазые, застывшие как на ученье».
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments