Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

Categories:

Михаил Гаспаров – всечеловечность и национальность культуры

Вышел сборник статей, интервью и заметок М.Л. Гаспарова «Филология как нравственность», изд. ФОРТУНА ЭЛ, 2012 год. Для тех, кто вдруг не знает, кто такой Гаспаров, скажу, что это замечательный ученый-античник, переводчик, философ, поэт. Он перевел Светония «12 цезарей», написал «Занимательную Грецию», «Записки и выписки». И вот посмертный сборник его статей конца 80-х годов – начала 2000-ых.
…Я всегда считал и считаю, что национальное ограничивает, и стратегическое развитие человека и человечества от национального к вселенскому. Гражданин мира для меня звучит много лучше, чем гражданин той или иной страны. Сегодня в России такая точка зрения не модна, даже антинациональна. Тем не менее, я всегда ее придерживался.
И в ее подтверждение и для рекомендации Гаспарова приведу его цитату из выступления на одной конференции в 2002 году.
«Русская душа» («загадочная русская душа»), кажется уже достаточно себя скомпроментировала: для ее определения не раз предлагались те или иные списки добродетелей, но ни в одной из этих добродетелей даже у патриотов не поворачивается язык отказать французской, китайской или какой угодно еще нации. Зато «русская идея» в последние годы опять начинает упоминаться все чаще; однако ни одного внятного определения я не видел. «Русскую идею» в смысле грядущего призвания России я пойму только тогда, когда мне объяснят, что такое, например, «шведская» или «этрусская» идея. (Может быть, пора и ее называть «загадочной русской идеей»?» И даже если увижу определение, то вряд ли обрадуюсь. Всякая индивидуальность – личная ли, национальная ли – это ограниченность того или иного рода: из общечеловеческого достояния я не способен вместить того-то, а мой сосед - того-то, поэтому каждый из нас индивидуален. Такую ограниченность, наверное, лучше преодолевать по мере сил, нежели умиляться на нее.
…Чтобы понимать Пушкина важнее знать Вольтера, чем протопопа Аввакума. Опыт своей истории - это склад прецедентов, которые полезны при встрече с будущим, а сопоставление своего опыта с чужими опытами –это именно то, что помогает понять себя и стать больше себя: стать европейцем с надеждой стать человеком всемирной культуры».
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments