Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

Categories:

"Белый тигр", 2012 год

Я не люблю Карена Шахназарова. Несмотря на классный фильм "Мы из джаза" и интересный для своего времени "Курьер". Начиная с финальной сцены "Курьера", появляющегося демобилизованного солдата, взрослыми глазами смотрящего на незрелую доармейскую молодежь, началось его скатывание в конъюнктуру. А уж потом... Но главное даже не фильмы, а интервью, комментарии, то место, которое Шахназаров занял в культурном и общественно-политическом пространстве. В общем, человек он профессиональный, конъюнктурный, старающийся остаться сухим  между струй, но давно уже намокший.

Сам факт выбора темы про войну уже говорит сам по себе. Шахназаров объясняет свой выбор тем, что понял, что каждый режиссер должен за свою жизнь снять хротя бы один фильм о войне, потому что "открываются все новые грани", все глубже осмысляется наша история и бла-бла-бла в таком же духе. А на самом деле  он идет по стопам Михалкова. Кстати, в "Белом тигре" есть идеологические пересечения с Михалковским "Утомленые солнцем-2". И неслучайно Михалков наградил  в январе на своем "Золотом орле" именно фильм Шахназарова "Белый тигр". И это помимо, собственно, их нынешней дружбы и сотрудничества. Та жа притчеобразность, мистицизм, борьба сил Добра и Зла, где  миссию вселенского добра выполняет Россия. Михалков всегда  по-звериному чувствовал конъюнктуру  (было у кого учится). И когда ставил  романтические фильмы про гражданскую войну, притом воспевая красных, и когда стал летописцем Белой гвардии, когда был антисталинистом и когда стал державником и патриотом.


Ну и собственно про "Белый тигр". Вы знаете - я его досмотрел. Он, в первой его части снят энергично, интригующе, профессионально; никакие детали - что очень часто бывают в современных, пошлых фильмах о войне - не раздражают. Дуэль танков поставлена интересно. Самому Белому Тигру, правда, не хватает определенной инфернальности, он слишком реальный. И все же... Дальше ты понимаешь, куда все клонится. Война, это как и у Михалкова, не просто столкновение танков, не  обычный рукопашный бой солдат враждующих армий и тому подобное. Нет, здесь замешаны высшие силы. В Белом Тигре сосредоточна вся сила германского Духа, а нашему перерожденному танкисту помогает танковый Бог.

И в самом конце фильма, в двух его финальных эпизодах, идущих один за другим, в лоб раскрывается мораль фильма. В первом, уже после капитуляции немцев, танкист Найденов продолжает приводить оружие танка в идеальный  порядок, запасаясь сверх меры  боеприпасами и объясняет своему начальнику, что война не закончена: Белый тигр всего лишь притаился, чтобы через 10, 30, 100 лет снова начать вершить свое разрушительное дело. Поэтому его надо сжечь. И тогда только война закончится, и можно спокойно приступить к мирной жизни.


Сразу после этого эпизода показана сцена, где Гитлер в своем кабинете разговаривает с кем-то находящимся в темноте. Несложно понять, что это Люцифер. Кому еще Гитлер может исповедоваться. Дьявол не произносит ни слова, говорит только его ставленник Гитлер. Он воспевает войну.

Скрытая мораль "Белого Тигра": война продолжается, и мы должны быть к ней готовы. Мы на стороне сил Добра, но и Зло не дремлет. И Россия стоит на страже интересов человечества,  ее Миссия - быть часовым, охраняющим покой мира. И потому она всегда начеку, ибо силы Зла продолжают искать любую возможность для развязывания новой битвы. 

P.S. Да, забавно, что фильм идет под музыку Вагнера из оперы "Тангейзер". Но она звучит не только , когда выползает зловещий немецкий танк-призрак, а и тогда, когда атакует колонна русских танков. Странно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments