Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

Category:

Евреи в России

Я слышал, что по последней переписи населения евреев в России осталось не более нескольких сотен тысяч человек. Не считая, конечно, смешанных браков. В общем, я о том, что количество евреев в России уменьшается, и их  в масштабе страны осталось мало. Но они везде видны и слышны.

Среди богатых людей их довольно много, а еще недавно, как наиболее яркие из них, звучали имена - Березовский, Гусинский, Абрамович, Фридман. Они есть и среди чиновников, и депутатов. Но, в основном, это люди публичных, творческих, гуманитарных профессий: журналисты, художники, дизайнеры, продюсоры, всевозможные менеджеры в мире шоу-бизнеса и телевидения, адвокаты, учителя, врачи...  Много их и среди правозащитников.

К чему я? К тому, что я много раз задумывался: почему среди евреев так много активных публичных людей, тех, кто постоянно выступает в роли критиков политического строя, за справедливость, за милосердие, за свободу слова; почему среди них так много защитников людей и просветителей? Почему государство их волнует в значительно меньшей степени, чем благо человека? Когда говорят, что их  много в бизнесе и финансах - это понятно: предприимчивость, как, впрочем, и склонность к мошенничеству, в еврейском менталитете, как говорят, в крови. А вот почему евреи столь истово пытаются совершенствовать мир  (хорошо, пусть и на свой лад)? Наверное, это тоже надо искать в еврейском складе ума, еврейском понимании своей миссии, в иудаизме. И что получается?

Вспомним 19-ый -начало 20 века. Много еврейской молодежи участвует в просветительском и революционном движении. Как бы понятно почему: они борются против черты оседлости, это социальный протест против конкретной несправедливости.  ( А для поляков и латышей это было национально-освободительное движение). Далее, евреи почти поголовно составляют верхушку эсеров. Много их и среди большевиков, еще больше среди меньшивиков. И это яркие заметные фигуры - думаю, что перечислять их не нужно. Потом революция, гражданская война - много чекистов. Потом работников НКВД, начальников лагерей. А потом они, наоборот, составляют костяк диссидентского движения.

Опять же - к чему я все это веду? Сегодняшний день:  евреев много в НКО, среди правозащитников, среди оппозиции, так называемых активистов, среди радикальных журналистов. Больше, конечно, не евреев. Но евреи заметны. Хотя я выделяю их только потому, что меня интересует именно они, их роль, скажем громко, в судьбе России.

Нет, точнее, я не хочу говорить о роли. Я хочу сказать или спросить вот о чем: может быть, евреи столь  оппозиционны, подчас революционны, потому что  не совсем чуют почву, на которой живут?  Да, конечно, они живут в России с конца 18 века,  Россия стала для них родиной. После образования Израиля все, кто захотел уехать на обетованную землю, уехали. А те, кто остался, любит Россию не меньше других народов, ее населяющих, в том числе и русских. И казалось бы не меньше других. отдает ей свои силы, свой талант и усердие. И все же они в России не русские, а евреи. То есть не привилегированная нация, в смысле, не коренная, титульная, которая - может по праву, а может узурпировала - уверена, что только она имеет право говорить от имени России. И бытовой, и латентно погромный  антисетизм поселился  в России, кажется,  навечно.

Но опять же я не об этом. Не о том, что евреев хронически задевает некоторая неблагодарность: ведь они  учат, лечат, защищают, что душой кривить, подчас лучше остальных. А чуть что - во всем виноваты евреи. Вредители-разрушители, не чуящие под собой страну.

Так вот я о том, что порой  ( со мной это было несколько раз в моей жизни, и я даже об этом писал http://ej.ru/?a=note&id=10522) -кажется:  может, мы, евреи, все же чего-то глубокого, подлинного в России, в русском народе не понимаем, и не можем понять? Это как бы наша страна, но, такое впечателение, что мы живем здесь, как на  правах долгосрочной аренды. И может быть действительно нам надо поумерить пыл и поменьше активничать, а больше наблюдать и пытаться понять и почувствовать?  Может, это земля, где мы родились, но не почва, которую мы чувствуем? А мы несем в этот русский мир свое понимание совершенства, а оно иное.

Что вы думаете по этому поводу? 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments