Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

Сомнение

 

 

 

 …Вы обращали внимание, что дети уважают и принимают уверенных в себе взрослых? Дети не знают сомнений, потому что у них нет еще твердой почвы под ногами, они витают, медленно и незаметно опускаясь на грешную землю.  Но скоро и им предстоит начать терять устойчивость: сомнение - естественный удел человека. Но до того? Как общаться с детьми взрослым людям, родителям, учителям, для которых пребывание то в уверенности, то в сомнении, также естественно, как пребывание в плохом или хорошем настроении? Притом, уверенность,  на самом деле, как муза, посещает редко. Сомнение же парализует на время действие человека, потому что он оказывается как бы между различными мнениями. Он может сосуществовать с ними, но не может выбирать. Это естественное, как бы промежуточное, состояние между тем, во что верил, принимал как данное, потом разочаровался, признал ошибочным, но пока не полностью и окончательно, и новыми идеями, которые еще туманны и не проверены. Так что нет пока ясности, появилось только сомнение. Отплыл, но не доплыл.

 

 

Находиться в сомнение  - творческий процесс. Человек, как бы самоотчуждается, чтобы самоуглубиться, а затем «возвратиться в мир», чтобы уже осмысленно и позитивно действовать. «Мы живем не для того, чтобы думать, а, наоборот, думаем, чтобы жить» (Ортега-и-Гассет). Только сомнение не должно кичиться, что, мол, оно тоньше, чем, ясность и цельность… Все зависит от того, насколько сомнение - не на пустом месте, и насколько цельность выстрадана, а не просто представляет из себя защитный вариант.  Цельная натура, конечно, заслуживает уважения. Но что лучше: быть цельнометаллическим дураком или вечно сомневающимся, рефлексивным невротиком? Дело вкуса. Дело выбора. (Хотя, вероятнее всего – это не наш выбор).

 

Тем не менее, как же все-таки во времена сомнений быть взрослому с детьми? Разве не вреден им сомневающийся родитель или учитель? Разве не запутывает он их, не тянет на глубину, где нет дна, порождая  ужас в их неокрепших сердцах?  Тогда, означает ли это, что взрослые должны скрывать от детей свои сомнения, не разочаровывать их, не мешать до поры до времени заниматься воздухоплаванием?

 

Можно ли детям говорить  - «не знаю» - не в смысле каких-либо предметных знаний, которые можно не знать, забыть, а, что называется, «по жизни»…?

«Не оглядывайся», - было сказано жене Лота. «Не оглядывайся», - предупреждали Орфея.  Это все вопрос веры, а не любопытства. А вера противостоит не неверию, а сомнению. Ребенок должен воспитываться в вере, с устойчивыми ориентирами, с понятной шкалой  ценностей, в системе ясных координат. Далее, она будет подвергаться испытанию, вероятнее всего, частичному или даже полному разрушению, но это будет происходить по мере взросление, с другой костной и нервной системой, с другим уровнем ответственности.

 

Извечные слова взрослых о прописных предупредительных истинах, которыми они навевают скуку и вызывают раздражение у детей, исключительны важны и, если можно так сказать, полезны. Пусть дети борются против запретов и нотаций, за свободу ошибки и независимость. Эта, казалось, бессмысленная и вредная борьба очень нужна: каждый делает свое дело. Если ребенок не будет ребенком, он, как ни парадоксально, останется им во взрослой жизни, со всеми вытекающими последствиями. Но если взрослый не будет произносить своих слов, по своей роли, для ребенка не будет вообще никакого трения, и тогда, без тормозов, он может, так нигде и не задержавшись, попросту пролететь - в буквальном и переносном смысле. 

Так что ребенку ребячье, а взрослому взрослое…

 

Хотя нам, конечно, можно поднапрячься и для лучшего взаимопонимания кое-что вспомнить из своего детства, а им в нашу жизнь раньше времени лучше не стоит совать свой нос. Мне, например, только недавно стало интересно, о чем же думает Сизиф, спускаясь с горы?..

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments