Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

Categories:

"Людвиг", 1972 год, Лукино Висконти

Это второй фильм в трилогии Висконти о разрушении человеческой личности. После "Гибели богов" - фильме, о котором я недавно писал.
Во всех трех фильмах  (третий - "Смерть в Венеции") есть много общего: у самых разных людей, живущих в разные эпохи,  в различных обстоятельствах -  неразделенная любовь или ее отсутствие, гомосексуальность, душевные страдания, непонимание их окружающими,  поступки, граничащие или переходящие грань безумия.
"Людвиг", фильм, повествующий о загадочной жизни баварского короля Людвига II, пожалуй, самый пронзительный.

Молодой король-романтик, живущий  в своем мире грез и привязанностей, в своих фантазиях и не желающий, не умеющий  жить, как все его подданные, жить, как все. Он пытается жить хоть в чем-то согласно своему  королевскому сану, согласно тем представлениям и обязательствам, которые накладывает корона монарха. Но не получается: он не может жениться не по любви, он не может согласиться  с тем, что нужно воевать, он не понимает, что может быть лучше музыки Вагнера и прекрасных замков, которые он строит. Он хочет отдать все текущие заботы о государстве своему правительсву, чиновникам, чтобы они его не трогали, не отвлекали от его мира, в котором ему хорошо, тепло и порой просто  весело.  Кто-то справедливо заметил, что, как ни парадоксально, Людвиг Баварский родился абсолютным самодержцем в то время, когда практически везде, кроме России, власть монарха была ограничена конституциями. И как результат - он не вписался в поворот истории: Госсовет объявляет его недееспособным, у него нет морально-волевых сил с ним бороться,  его ограничивают в свободе, а потом он загадочно погибает - ни то, будучи убит, ни то покончив с собой...
Примечательно, короля-Лоэнгрина любил простой народ и почитали в армии. Но он этим не смог, не захотел воспользоваться.

Я, на самом деле, даже не знаю, что писать об этом фильме. О том, что Висконти показал нам душевные переживания  тонкого, мечтательного человека, больше всего любящего мир искусств, особенно музыки, а точнее, музыки Вагнера, - рожденного не в свое время и не на своем месте? Банально. Но и все остальные сентенции о конфликте личности и общества, долга и душевных привязаннностей, искренних чувств и вынужденных рациональных поступков тоже банальны. Рассуждать же о теме относительности нормы и о том, что можно считать паталогическим отклонением от нее, - тоже не с руки: этот фильм не о болезни, не о докторе Фрейде и его пациентах.

Собственно, что тогда привлекательного и притягательного  в этом  фильме?  Его эстетика, величавая неторопливость, отсутствие суеты, красота того мира, который создал и в котором заточил себя король Людвиг II Баварский. Красота его души и музыки Вагнера. В общем, фильм пленяет именно этой цельной  красотой и отсутствием реальности, которая периодически врывается в  виде зажатых в черно-серую партикулярную одежду людей из другого мира и пытается ее разрушить.

В конечном итоге, фильм "Людвиг" - о попытке жить абсолютно свободно и о пресечении ее относительностями реального мира.       
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments