Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

Category:

Восход России по Достоевскому?

Перечитал то, что Освальд Шпенглер в "Закате Европы",  изданной еще в 1918 (1-ый том) и1922 (2-ой том) году, написал о "пробуждающейся русско-сибирской культуре", о России и ее будущем, а также о русскости, как таковой.
Шпенглер уверен, что для русских "примитивный московский царизм - это единственная форма, которая впору русскости  еще и сегодня".  Он считает, что Петр I не случайно поминают, как Антихриста, и он на века сделался злым роком этой русскости. Говоря о его развороте России в сторону  Западу  ( в отличие от традиционного взгляда на юг - Иерусалим и Византия), он пишет: "Народу, предназначением которого было еще на протяжении поколений жить вне истории, была навязана искусственная и неподлинная история, постижение духа которой прарусскостью  - вещь абсолютно невозможная".

Далее Шпенглер  размышляет над судьбой России через противопоставление Толстого и Достоевского. Толстой для него  - это промежуточная ступень между предтечей большевизма - Петром  ("большевик на троне") - и, собственно, властью этих самых большевиков. Более того, он даже называет его "отцом большевизма". Толстой  - событие внутри европейской цивилизации. Он - всецело великий рассудок, "просвещенный" и "социально направленный".
Достоевский же вообще над всем этим. Он - душа, которая смотрит поверх всего социального. Как всякий прарусский, он этого мира просто не замечает, он живет в другом метафизическом мире, где на все смотрится глазами веры.  Достоевский по Шпенглеру просто святой, тогда как Толстой всего лишь революционер. Толстой со всем борется, и все ненавидит. А Достоевский ищет любовь. Толстой человек из "общества", а Достоевский  -"крестьянин". Один  - почвенник, другой так и не нашел землю.

И вывод: "Подлиннный русский - это ученик Достоевского, хотя он его и не читает, хотя - и так же потому что - читать он не умеет. Он сам - часть Достоевского". И вдогонку: "Христианство Толстого было недоразумением. Он говорил о Христе, а в виду имел Маркса. Христианство Достоевского принадлежит будущему тысячелетию".

... У Шпенглера  есть еще интересные размышления по поводу отношения русских к материальному миру, к деньгам, к Западу и западным ценностям. Думаю, что дам это просто отдельной большой цитатой в следующем посте.
А пока недавний вопрос, поднятый в посте про почву: а может все-таки не лезть к простому русскому человеку с просвещением и обещаниями достойной, упорядоченной, материально благополучной жизни?  Может он действительно другой, и на самом деле не хочет, чтобы его лишали привычного образа существования? И все, кто не чувствуют себя учениками Достоевского, должны отступить в сторону?  Или что-то за это столетие радикально изменилось?..   
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments