Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

Categories:

Репортаж о "дне защиты учителей"

Вчера я был приглашен на пикет (раньше бы на пикник) под лозунгом " День защиты учителей". Проводил его независимый профсоюз "Учитель".
Тверской бульвар. Памятник Есенину. 16.00. Накрапывающий дождик. Пришло человек тридцать. Преимущественно, молодые люди развернули плакаты с требованием достойной зарплаты для учителей, отказа от единого учебника и единой формы, за освобождение учителя Ильи Фарбера, закрытие дела против директора лицея А.Попова и так далее. В общем, как написано в листовке: "за отмену всех мер, направленных на унижение личного и профессионального достоинства педагогов".
Пикет снимали на камеру, пару "взрослых" педагогов давали интервью. Пришел и выступал депутат Госдумы Олег Смолин.
Лично я пришел сюда постоять у плаката в защиту Ильи Фарбера. Собственно, там поначалу и находился. Но потом меня заинтересовали совсем молодые ребята, державшие транспаранты - точно не помню, но, по-моему, тоже за повышение зарплаты.
Мне все это напомнило первые забастовки учителей в 90-ом году, мое общение с забастовочным комитетом. Меня тогда поразило, что во главе движения были неизвестные учителя, но главное, очень молодые.
Окей, кто же, как не юные пассионарии-"карбонарии" будут бузить, отстаивать права человека и профессиональное достоинство, не боятся предъявлять законные требования, которые другие учителя по инерции и многолетней зомбированности даже поддержать не могут.
Но все-таки, что меня тогда и сейчас смущало: ну крайне мало проработали эти ребята в школе, и, как выяснилось из разговора, и количество часов, которое им доверяют, или они берут себе сами, занимаясь чем-то еще на стороне, маленькое, в районе полставки. Мало что ими еще сделано, мало энергии потрачено на детей, мало еще они, как говорится, понюхали пороха. И нет у них, на мой взгляд, морального права... Стоп. Право, конечно, есть. И солидарно защищать несправедливо преследуемых учителей - очень достойное дело. Как бы это сказать: нескромно что ли быть на переднем крае борьбы и кричать "Доколе..." Можно подумать, что они уже так замучились, перемучались, что сил терпеть все это больше уже нет. Все-таки такую энергию сейчас лучше и правильнее тратить на детей. А то ведь это такое дело - увлечение борьбой - с директором, чиновниками, системой... А потом с удивлением обнаружишь, что это и есть основная работа.
Можно, конечно, защищать учителей. То есть самих себя. Хотя все же лучше, когда это делают родители и их дети. Скажу кощунственно - когда учитель это заслужил.
Возвращаясь к вчерашнему мероприятию, я разговорился с теми самыми молодыми людьми, что держали профсоюзные плакаты. Оказалось, это еще студенты, притом, не педагогических вузов. Они пришли поддержать своих друзей. Это вообще безукоризненно. Это без вопросов. Это никаких пятен на солнце. Кроме, пожалуй, одного. Надо все-таки понимать, что происходит на самом деле. Надо протестовать осознанно, а не просто эмоционально в защиту друзей. Знать суть дела, а не пользоваться информацией, которую услышал из одних, пускай и дружеских уст.
Я не буду пересказывать наш разговор, который при участие еще нескольких людей, вставших в кружок, превратился в маленькую дискуссию. Спорили о том, какую все же зарплату в Москве получает учитель. Я старался перевести разговор в сторону более принципиальных вопросов: а должен ли учитель изначально получать высокую зарплату, не должна ли зарплата быть дифференцированной, насколько правильна нынешняя система надбавок, и в чем опасность того, что все в руках одного человека - директора.
В общем, я рад, что пришел. Приобщился к тем, кто требует конкретной справедливости по отношению к попавшим в ловушки системы, в откровенную беду, учителям. Особенно, повторюсь, для меня было лично важно, пусть так, для очистки совести, но как-то поддержать Фарбера.
Но была и двойственность от всего того, что я увидел. Как бы точнее, в то же время коротко, описать, в чем она? По-моему, у собравшихся есть некоторая увлеченность протестом. Увлеченность, которая мешает оценивать все более объективно, поэтому наличествует или поверхность, или тенденциозность. Есть некоторая излишняя крикливость. И явно переборная нагнетаемость. Так один учитель, явно привыкший спорить, в конце своего короткого выступления вдруг объявляет: "Коллеги, и еще одно - учителей начали убивать! Сегодня утром в Дагестане, который славится своим "священным отношением " к учителю, убит педагог начальных классов. Дожили..." По-моему, здесь комментария не требуется.
Так вот продолжу про увлеченность борьбой. Когда появляется даже нежелание выслушать иные аргументы, а превалирует настрой на условно говоря, баррикаду. Когда невольно может возникнуть больше желания выкрикнуть лозунг, постоять в пикете, раздать листовку, чем, собственно, достижение того, что требуют. Увлекает сам процесс борьбы. А он отрывает силы от прямой, профессиональной обязанности - учить и воспитывать детей. А так - профсоюзная борьба может и стать той самой подлинной профессией, а конкретная школа, в которой вы работаете - хобби (два урока в понедельник, два в среду и еще парочка в субботу). А потом на пикет:"Долой бюрократизацию профессии!" Когда учителей избавят от ненужной писанины?.. "Учитель не может работать в таких условиях. Учителя -детям!"
Конечно, я тоже не имею морального права, не работая уже много лет в профессии, с "холодным носом", по-журналистски кого-то поучать. Постоял под дождичком час, и "пошла писать губерния". Да, все так. И я извиняюсь перед профсоюзом "Учитель". И повторяю, что они занимаются, в целом, достойным и благородным делом. Я просто высказал свои некоторые непричесанные сомнения и опасения. А вдруг?..
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments