Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

Category:

Честь формы

 

Пересмотрел  старый немецкий фильм “Мост». Дело  не в его основном сюжете про мальчиков из гитлер-югенд, которые в самом конце войны защищают никому не нужный мост и зазря погибают. А  в том, что я был поражен тем, как выглядел и существовал немецкий городок в апреле 1945 года. Дети продолжали дисциплинированно ходить в школу в аккуратной форме, ездили на велосипедах на прогулки, на рыбалку, полицейский следил за порядком, профилактически заходил в дома, вел беседы с  родителями о поведении детей; а в домах было уже бедновато, тем не менее, этикет соблюдался, руки перед едой мыли, спасибо-пожалуйста говорили и спать ложились не в одежде, укрываясь более или менее свежим бельем.

К чему это я? Сейчас скажу. Но сначала еще об одном фильме – «Поезд» называется, с Третиньяном и Шнайдер. И опять речь не о кино, как таковом. 1940 год. Поезд едет из оккупированной Бельгии во Францию, потом пассажиры  в силу драматических обстоятельств оказываются в каком-то вагоне-теплушке, поезд периодически бомбят, люди едут несколько суток, но… Никто не теряет человеческого облика, личного достоинства, не оскотинивается,  во всяком случае, во внешних  проявлениях: женщины занимаются туалетом и гигиеной, мужчины стараются быть деликатными, друг другу помогают, делятся, чем могут…

Эти фильмы снимались не для того, чтобы обращать внимание на такие детали – это как бы само собой. Но я обратил. Потому что для нашего российского глаза, это удивительно. Почему?

И я тут же наткнулся на одно место в небольшой Нобелевской речи Томаса Манна, произнесенной им в 1929 году. Вот цитата, собственно, ради которой я и вспомнил об этих фильмах и написал этот пост.

«Все, что в последние полтора десятилетия было создано в Германии в духовной и художественной областях, создавалось не в благоприятных психологических и материальных условиях; ни одно произведение не созревало и не завершалось в безопасности и покое, нет, условия искусства и духовной жизни были условиями острейших  общих проблем, условиями нужды,  взбудораженности и страданий, почти восточной, почти русской сумятицы страданий, в которой немецкий дух сохранил западный, европейский принцип, честь формы. Ведь форма, не правда ли, - это европейское дело чести!..»


 

 

 

 
Subscribe

  • «Наркокурьер», 2019

    Какое же удовольствие наблюдать за Клинтом Иствудом, которому 88 лет, а он играет 90-летнего! В каждом своем фильме он играет сильную и…

  • «Американский палач», 2019 год. (Суд в прямом эфире).

    Мужчина средних лет захватывает в заложники двух человек – старика и владельца небольшого ремонтного бизнеса. Он помещает их в подвал, специально…

  • «Игра разумов», 2019 год

    Два человека разных судеб: сэр Джеймс Огастес Генри Мюррей, британский лексикограф, редактор «Нового словаря английского языка» (впоследствии…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 60 comments

  • «Наркокурьер», 2019

    Какое же удовольствие наблюдать за Клинтом Иствудом, которому 88 лет, а он играет 90-летнего! В каждом своем фильме он играет сильную и…

  • «Американский палач», 2019 год. (Суд в прямом эфире).

    Мужчина средних лет захватывает в заложники двух человек – старика и владельца небольшого ремонтного бизнеса. Он помещает их в подвал, специально…

  • «Игра разумов», 2019 год

    Два человека разных судеб: сэр Джеймс Огастес Генри Мюррей, британский лексикограф, редактор «Нового словаря английского языка» (впоследствии…