Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

Category:

Захар Прилепин предлагает...

Захара Прилепин написал очередное, в этот раз короткое, "письмо". Первый абзац посвящен тезису о том, что во всем виноваты мы сами. Заметьте - не инородцы. Уже хорошо.
И второй:

"Ставка на гедонизм, и даже общественная всепоглащающая ставка на понятное желание «просто пожить человеком» - в конечном итоге, способна обнулить историю нашей страны. К сожалению, или к счастью, за тысячу с лишним лет существования России здесь жили люди, которые выработали другую методологию сохранения этой земли, этого пространства и этого языка. Все они были больше чем люди -судя по результатам их деятельности. Их методология, судя по всему, как догадался далеко не я, лежала в области аскезы и труда, доблести. И на смену нынешним квазиэлитариям, на смену нынешней самозваной монетаристской аристократии должны прийти другие люди, другая аристократия - воины, монахи, люди книжной культуры, ставящие целью не потворство человеческой слабости, а преодоление этой слабости, преодолению глины".

У меня ко всему этому завораживающему и странному тексту несколько вопросов и пару замечаний. Вопрос: "все они были больше чем люди..." - то есть Герои, полубоги? Кстати, Стругацкие писали, что после "серых" приходят "черные храмовники". Прилепин про них?..

Иногда создается впечатление, будто автор "писем" нашел старый "пиратский" сундук, и теперь перебирает все, что в нем лежит с незапамятных времен и подряд примеряет на себе. И все для того, чтобы после разумной критики господствующей модели сознания в обществе, предложить альтернативу.

Доблесть, труд... Кто будет спорить? Аскеза?.. Ну это разговор очень древний, со времен Эпикура и стоиков. Как антитеза гедонизму? Возможно. Но это слишком серьезно, чтобы быть просто так брошенно всколь, в публицистической реплике. Ну, а что касается монашества... Даже если это понимать, как образ служения, мы все же живем "в миру".

А все это вместе, применительно к реальной жизни, мне представляется или очередным публицистическим эпатажем, или демагогией, или инфантильной, романтической дремучестью. Нет, к самим - доблести, труду или даже добровольной аскезе - нет претензий, а вот к их легкомысленной подаче и обязательному противопоставлению сегодняшней жизни, есть. Ибо оно обязательно предполагает навязывание, принудительность, решительное установление своих порядков. А история и так знает достаточно жестоких праведников: Торквемада, Савонарола, Кальвин...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments