Механизм столь массового гипноза приблизительно одинаков. Сначала нация переживает сильные потрясения – будь то проигранные войны или выигранные революции. Экономика истощается, жизнь людей резко ухудшается. И тогда появляются те, кто не знают, как всё изменить, но зато уверенно и прямо указывают на тех, кто в этом виноват. Униженная нация быстро и агрессивно реагирует на виноватых. Потому что, когда чувствуешь себя униженным, когда тебе каждый день об этом унижении напоминают, в первую очередь появляется желание отомстить унизившим. Тем, на кого указали.
Но этого мало: надо ещё убедить сограждан, что они не только достойны лучшей жизни, а что они просто лучшие. Им предлагается, нет – от них требуется: встать с колен, вновь обрести себя и занять подобающее им место в мире. Конечно, первое, которое принадлежит им по праву рождения. Так запускается механизм пропаганды национального превосходства.
Качество жизни от такой пропаганды не улучшается, но появляется некое ощущение эйфории, поднимающее над реальностью. Разум уже не работает. Господствует миф. Казалось бы, чтобы исправить положение, надо увеличить производительность труда или избрать во власть приличных людей, но тебе внушают другое — расправиться со всеми, кто «мешает» жить. Себя исправлять не надо — твоё высшее «право» дано тебе нужной кровью. Так и возникает человеконенавистничество. А уж кого ненавидеть, подскажет национальная традиция или конкретно-исторические условия – общим является то, что объектом ненависти обычно становятся более успешные, а заодно просто «чужие» — слишком явно не такие, как ты.
Третий рейх как раз и стал примером такого государственного образования, которое призвано было осуществить практическую реализацию мифа. И миф этот мог существовать только за счёт того, что в него верили, им жили. В структуре мифа нет таких понятий, как труд, заработок, конкуренция. Зато есть: подвиг, герой, враг. А с врагом не конкурируют – врага уничтожают.