Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

Categories:

Менталитет, православие, Византия

Я тут за выходных немного передумал: зачем самому себе и другим ставить "ловушки" в виде каких-то самоограничений. Пусть все идет, как идет.

Итак, я давно, очень давно, размышляю над тем, что есть ментальность. Мне понятно, что внутри нации, у разных групп, могут быть разные ментальности. У нас вообще, как сказал кто-то, было, всегда, по крайней мере, две "нации": интеллигенция, в основном, являющаяся частью европейской культуры (как бы она не вынуждена была служить власти) и, собственно, народ. Две корейские "нации", разделенные по 38 параллели. До недавнего времени - две германские. Всегда было понятно - на исторической линейке это четко видно - что де факто существуют разные украинские ментальности - Запад и Восток Украины очень разные.
Тем не менее, ментальность меняется. Это главное. Правда, для этого нужны "веские обстоятельства". Или длительные реформы, последовательные изменения. Кому-то удается через это пройти, а кто-то из своей колеи никогда не выходит. Хотя рядом давно автобаны...
Андрей Кончаловский считает, что наша проблема лежит в плоскости православия, которое, будучи основой мироощущения, этическим кодом большинства россиян, остается в неизменном виде. Даже считает это своим достоинством. РПЦ, про мнению Кончаловского, совершенно не готова к назревшим изменениям, необходимым для развития общества. Он пишет:

«У России пока не наблюдается желания спасать себя, мы ищем виноватых где угодно, только не в своей культуре. И такая грандиозная задача, как ИЗМЕНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ, будет решена, только если политические, интеллектуальные и другие общественные лидеры России осознают, что ряд традиционных ценностей препятствуют созданию общества, устремленного к демократии и социальной справедливости. Просто любые попытки реализовать эти рекомендации извне какими-то иностранными советчиками или государством обречены на неудачу».


Христианство, православие пришло к нам из Византии. И естественно Византия оказала на нас огромное влияние. Разное. Вот, что пишет умнейший Ключевский (собственно, ради этой цитата, я и решил написать этот пост:

«Вместе с великими благами,какие принесло нам византийское влияние, мы вынесли из него и один большой недостаток. Источником этого недостатка было одно – излишество самого влияния.Целые века греческие, а за ними и русские пастыри… приучали нас веровать, во все веровать и всему веровать. Это было очень хорошо, потому что в том возрасте,… в те века, вера была единственная сила, которая могла создать сносное нравственное общежитие. Но не хорошо было то, что при этом нам запрещали размышлять, – и это было нехорошо больше всего потому, что мы и без того не имели охоты к этому занятию. Нас предостерегали от злоупотребления мыслью, когда мы еще не знали,как следует употреблять ее... Нам твердили: веруй, но не умствуй. Мы стали бояться мысли, как греха, раньше, чем умели мыслить, мы стали бояться пытливого разума, как соблазнителя, прежде чем пробудилась у нас пытливость. Потому,когда мы встретились с чужой мыслью, мы ее принимали на веру. Вышло, что научные истины мы превращали в догматы, научные авторитеты становились для нас фетишами, храм наук сделался для нас капищем научных суеверий и предрассудков.Мы вольнодумничали по-старообрядчески, волътерьянствовали по-аввакумовски… Менялось содержание мысли, но метод мышления оставался прежний. Под византийским влиянием мы были холопы чужой веры, под западно-европейским стали холопами чужой мысли. (Мысль без морали – недомыслие; мораль без мысли – фанатизм)…»
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments