Более того, оказалось, что после 2001 года, после обнародования истории в селе Едвабне, когда Польша официально признала, что, будучи в оккупации во время Второй мировой войны, многие поляки добровольно уничтожали евреев, которые жили среди них испокон веков, польско-еврейская тема, тема покаяния, национальной травмы стала одной из главных в польском кинематографе. К примеру, в фильме «Секрет» рассказывается о конфликте престарелого поляка, убившего в годы войны двух евреев (женщину и ребенка), и его внука-трансвестита, не знающего, как совладать с дедовским прошлым. А в ленте «Издалека вид лучше» показана сегодняшняя польская деревня: каждый здесь только и ждет, чтобы сдать куда-нибудь своего соседа, а потом вселиться в его дом и помародерствовать. И генеалогия этого тихого кошмара тоже восходит к событиям семидесятилетней давности.
Вот и фильм "Колоски" о том же. Только он настолько безжалостен и бескомпромиссен (не пожалели даже польскую католическую церковь), что большая часть польского общество, особенная "патриотическая", подвергла его обструкции, посчитав "очерняющей" и "польскофобской". Ибо фильм не только о том, что произошло ТОГДА, но что происходит СЕГОДНЯ. Знакомые реакции, не правда ли?..
Сюжет фильма рассказывать не буду. Идите и смотрите. Очень рекомендую. Этот фильм о памяти, о тяжелом наследии, о, как сказал один рецензент, "внутреннем фашизме", о слабостях и жестокостях человеческой природы, о потакании им и о круговой поруке соучастников преступления.
Пожалуй, еще одна, сугубо личная ремарка: когда читаешь и смотришь о том, что происходило с евреями в годы войны, кто и при каких обстоятельствах оказывался их палачами, как-то все больше начинаешь отожествлять себя с жертвами.