Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

"Левиафан", 2014 год

"Левиафан" получил "Золотой Глобус". И имеет шанс получить "Оскар". 11 января в Интернете появилась пиратская копия. И я наконец посмотрел это кино.
Начну с того, что у меня со Звягинцевым непростая история. Я один из тех, кто не принял его дебютное "Возвращение". Меня раздражила претенциозность, а на поверку - "пирожок ни с чем". Мне показалось, что это талантливо сделанная подделка, конъюнктурный фильм, который должен понравиться всем, особенно тем, кто ТАМ вручает призы. Я предположил, что родился новый Никита Михалков. После чего остальные фильмы Звягинцева не смотрел, но следит за тем, как он продолжает успешно собирать разные призы. И вот - "Левиафан". И я остро захотел посмотреть то, что так хвалится всеми, кто его видел, чтобы или окончательно подтвердить свои подозрения, что автор - талантливый конъюнктурзщик, или же изменить и признать за ним искреннего художника.
Вы знаете, мне даже неловко это говорить, но после "Левиафана" я так до конца и не ответил себе на этот вопрос. Тем не менее, отдаю этому фильму должное. В нем нет загадок. Все в лоб. И по лбу. Остро социальное кино. Жестокий приговор российской действительности, без всякого права на обжалование. Другое дело, что все равно лазейку для себя Звягинцев оставляет: если что, опять за притчу, как за ширму, спрячется. Это отступление он всегда себе оставляет. На всякий случай.
Справедливости ради, отмечу сразу, что при всей публицистической пристрастности, "Левиафан", конечно, художественное кино, где есть все - история живых людей, образность, символизм, отсылы к религиозным аллюзиям. Очень продуманное кино, (даже слишком продуманное, с подозрением на излишнее рассудочное моделирование), где все на месте, ничего просто так и ничего лишнего.
Если назвать, как это любят на Западе, слоган фильма, то он звучит так: "Во всем виноваты все". И действительно - в фильме, если проследить, нет невинных...
Я совершенно не представляю, как можно переозвучивать этот фильм: в нем мат не только тот, реальный, социальный язык, на котором говорят герои, но он и крайне важный знак того, что ВСЕ говорят на этом одном языке - и плохие, и хорошие; у них одни и те же эмоциональные реакции, они совершенно неотличимо постоянно пьют водку и тому подобное. Короче говоря, плоть от плоти - один народ.
Когда спрашивают, что больше в "Левиафане" - русского, национального кино или высокой трагедии мирового уровня, я бы ответил все же, что это, в первую очередь, очень русское кино, оранжированое под восприятие Запада. Хотя и возвышающееся над сугубо социальной, актуальной, скажем так, антикоррупционной критикой. Фильм, кому как понравится, претендует на обобщение. Но он откровенно антироссийский, в смысле антигосударственный. Главный герой фильма - это Система, Левиафан, бороться с которым бесполезно: "Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его..."
Смычка преступной власти и церковной иерахии, ее сознательно окормляющей, вообще лишена каких-либо полутонов, и подается даже нарочито.
Фильм начинается и заканчивается практически одними и теми же кадрами (что еще раз подчеркивает определенную все же публицистичность "Левиафана"): сурового русского Севера, где вечные воды студенного моря бьются о вековые голые скалы, где все было так еще за много лет до нас, будет и после нас.
Все НЕИЗМЕННО. Кто-то прочтет - БЕЗНАДЕЖНО.



P.S. Да, пожалуй, как и многие, я извиняюсь перед создателями фильма за то, что посмотрел пиратскую копию. Обязуюсь купить билет в кинотеатр, когда "Левиафан" выйдет в официальный прокат.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments