Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

Оптический обман

Философ Алексей Лосев говорил: «Все на свете есть миф». Кто знает, как было и есть на самом деле? И все же есть миф, а есть мифологизированное сознание. С одной стороны, есть потребность в конструировании и строительстве мифа для дальнейшего комфортного в нем проживания, но есть и желание, как сказал один журналист, периодически устраивать в доме экзистенциальный сквозняк, и все проветривать.
В последнее время мифотворцы явно набрали силу, и более того за попытку развенчать мифы, или просто их как-то отрефлектировать, то есть задать какие-то вопросы, попытаться объяснить какие-то противоречия (публично), тебя могут не просто подвергнуть травле или остракизму, но даже лишить свободы. Опасно стало спорить с мифотворцами, предлагать даже какую-то другую интерпретацию событий. Миф хорош тем, что не противоречив, даже если абсурден.
Как только «сверху» был озвучен тезис о «непрерывности истории», наши граждане и начали вновь, с одной стороны, «искать позитив», с другой – виновных в наших прошлых и нынешних бедах. Снова, в первую очередь, гордиться историей страны, а не знать ее. Снова, в противоположность Чаадаеву, главным оказалось - не любить истину, а любить родину.
Конечно, роль мифа не так однозначна. Нет сомнений, что миф - разновидность обмана. Но с другой стороны, он, как легенда, как притча, рождается из народных представлений о том, как должно быть, рисует некий идеал своего желания, своего понимания справедливости. В мифе можно черпать силы, миф, как и надежда, покидает человека последним, как капитан тонущий корабль.
Миф может быть глубоко народен, но чаще всего рождаться умыслом власти, преследующей как патриотические, так и конъюнктурные политические цели. Людьми с мифологизированным сознанием легче управлять, потому что они «так чувствуют». Платон критически писал о чувственном восприятии действительности еще в знаменитом «Мифе о пещере».
Обычно уровень мифологизированности людей тем выше, чем реальность хуже, и тревожность выше – ее так легче пережить. Как это у Хармса...

Семен Семенович, надев очки, смотрит на
сосну и видит: на сосне сидит мужик и показывает ему кулак.
Семен Семенович, сняв очки, смотрит на
сосну и видит, что на сосне никто не сидит.
Семен Семенович, надев очки, смотрит на
сосну и опять видит, что на сосне сидит мужик и показывает ему кулак.
Семен Семенович, сняв очки, опять видит,
что на сосне никто не сидит.
Семен Семенович, опять надев очки, смотрит на сосну и опять видит,
что на сосне сидит мужик и показывает ему кулак.
Семен Семенович не желает верить в это
явление и считает это явление оптическим обманом.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments