Вот скажешь, к примеру, по договору от 23 августа 1939 года: ляпнешь, что СССР фактически «санкционировал» нападение Германии на Польшу, и все – обида, раздражение, гнев. Почему «санкционировал»? ОНИ в Мюнхене «умиротворяли» Гитлера, а мы фактически развязали ему руки, точнее, разрешили развязать войну в Европе?.. Нет, так не пойдет. Это ОНИ сначала преподнесли Гитлеру на блюдечке Чехословакию, а уж потом мы Польшу. Чем мы хуже? То есть мы лучше, так как были вынуждены так сделать. Не мы первые. Не надо нас провоцировать. Мы - страна импульсивная, может и не всегда успеваем подумать. Так не надо нас подталкивать, подкалывать и подзадоривать.
Поэтому если сказать - мы договорились с Германией о разделе зон влияния – это куда не шло. А еще добавить, что виноваты в этом Англия и Франция, так как не поддержали нашу идею о коллективной безопасности в Европе, то можно добиться: "наверное, это нехорошо". Но тут же: "такова история – нам надо было защищаться". Но если потом спокойно продолжить беседу, рассказать о последовавшем договоре о дружбе и границах, о совместном параде в Бресте... Без акцентов и обвинительного уклона – по факту. Аккуратно, чтобы не обидеть. Глядишь – задумается. Ну по крайней мере удивится, озадачится.
Россияне - обидчивые... Еще не успеют понять, чем же их обидели, но оскорбленное чувство уже зовет к отмщению. И еще они любят повторять - «мы такие». Вот главные слова по всякому поводу, особенно, когда в тупике. Притом произносится это «мы такие» с разной интонацией в зависимости от настроение – или с вызовом, или с веселостью, или с легкой фаталистической грустью. Короче говоря, - «мы такие», и отстаньте от нас. Не лезьте. А мы уж как-нибудь сами проживем. Не сладко, но по-своему. ...Нет, нам это не нравится. Не всегда нравится. Но что поделать? ...Вот именно – ничего. Так чего же душу бередить.