Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

Лестно быть богом

Молодец, Василий Жарков, написал о той стороне учительской профессии, о которой редко пишут. Об ее изначально иерархическом статусе и привилегиях, о формальной, но и фактической власти учителей над учениками.

http://www.gazeta.ru/comments/2016/09/06_a_10179659.shtml

Обычно ведь пишут о том, какая это трудная, но благородная профессия, о том, как важен и уважаем в нашей стране титанический труд учителя - в общем, массу дежурных и часто фарисейских слов. Хотя те, кто плачется, что учителя - бедные и несчастные, и им надо молоко давать за вредность, те, конечно, ничего не понимают в этой профессии, или она им просто не открывается.
Учитель - одна из самых выгодных профессий: постоянно развиваешься, консервируешь молодость, ощущаешь смысл и так далее, и тому подобное. Бывает и неблагодарной, но чаще очень даже компенсаторной. И, конечно же - какая власть, какое поле и для самореализации, но и для самоутверждения.
Опасная профессия - можно столько дров наломать. И очень ответственная. О чем часто забывают, привыкая к роли всевластного наставника. Сколько соблазнов. Как не просто им не поддаться: не потерять чувство меры и почвы под ногами, самоконтроль и самокритичность, не перенести школьные отношения в мир, не закостенеть, не забронзоветь. Все так. И еще вагон и маленькая тележка.
Только вот не надо впадать в крайности. Эта самая власть принадлежит не всем, а избранным. С них, в основном, и спрос. С тех, в кого дети поверили, кто действительно талантлив и смог себе проявить, смог заставить себя уважать, кого по-настоящему полюбили, кому добровольно соорудили Олимп и передали власть над умами и душами. Их не так много. В каждом школе, в среднем, по несколько человек.
Лестно быть таким богом. Но можно и заиграться. Трудно остаться адекватным и не упиться этой властью вдрызг, до полной потери самого себя.
Но в то же время для многих же учителей работа с детьми - мука мученическая, но им некуда уйти. Кто-то тихо и рутинно работает без особого признания, но и без особого вреда. Кто-то вымещает всю свою внутреннюю неудовлетворенность на детях.
Ну и еще один аспект, о котором не надо забывать, и который особенно в последние годы стал, увы, весомее - это на самом деле бесправие учителей, их зависимость от чиновников, от родителей, от маленькой зарплаты, их униженность учениками, многие их которых их в грош не ставят, и даже ловят кайф от систематических, зачастую, безнаказанных издевательств. Так что все не так-то просто. И не надо преувеличивать реальный статус и роль учителей.
Но в статье Жаркова речь о тех, кто себя считает небожителями в школе, властителями дум, об их неограниченной власти. Автор, правда, больше подчеркивает незаслуженность и чрезмерность этого статуса. А я - об особой ответственности тех самых учителей, на которых, на самом деле, все и держится. Я не призываю быть скромнее, не сближаться, держать дистанцию. Я призываю к осознанию ими своей ответственности, об укреплении морального антидота. И случившееся в 57-ой школе - повод еще раз поговорить именно об этом. Но, конечно, не только.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments