Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

Categories:

Патологично ли зло?

Перечитал «Хладнокровное убийство» Трумена Капоте. Последний раз читал давно, еще в сборнике «Документальная проза» вместе с Норманом Мейлером и Джеймсом Олдриджем. Помню, что произвело сильное впечатление – вроде как немотивированное убийство фермерской семьи, подробный рассказ об убийцах, вызвавший и оторопь, но и некоторое сочувствие, и заставивший задуматься о себе. Не знаю, почему, но уже несколько месяцев, как в голове появилась эта мысль – перечитать «Хладнокровное убийство» (в СССР его еще переводили, как «обыкновенное»). Дома не нашел, на «Ozon» не было, и вот появилась в «Москве» на Тверской - пошел специально и купил.
Что же меня так заинтересовало? Кто не в курсе: двое молодых тридцатилетних мужчин совершают убийство незнакомой им семьи фермера – отца, мать и двоих детей – мальчика и девочку, семьи, которую сначала пытаются ограбить. Но ничего не находят, и тогда один из них перерезает горло хозяину фермы, а уже затем они добивают остальных, чтобы не осталось свидетелей.
Я даже прочитал еще раз подлинное дело, посмотрел фотографии,

o-o.jpeg

глянул трейлеры двух фильмов, снятых по роману, попытался понять, что же так привлекло Капоте, что он, по сути, несколько лет провел в общении с главным убийцей Перри Смитом до того, как того все же казнили спустя лет шесть после вынесения приговора, и с которым фактически подружился?
Наверное, меня интересует не столько патология – психиатры все же считали, что это патология, сколько идея, что невинные жертвы оказываются платой по счетам, которые убийца, на самом деле, предъявляет бессердечным, деспотичным или равнодушным родителям, своим мучителям в школе и во дворе, несправедливому миру, который жестоко с ним обошелся. Вот, что говорит сам убийца: "Может быть, Клаттерам (так звали семью фермера) просто суждено было расплатиться за всех остальных?"..
Но не только и не столько это меня интересовало. На суде психиатру задавали лишь один вопрос, на который он должен был ответить «да» или «нет». Различает ли убийца разницу между добром и злом? Врач отвечал «да». Но его более подробная характеристика «пациента» по существу делала это «да» очень ненадежным. То есть человек вполне интеллектуален и ориентируется в мире, но его разум сильно расходится с его нравственным чувством. Что это – болезнь? Нравственная тупость, черствость, бессовестность, неспособность переживать за других людей - это медицинская болезнь? Тогда я боюсь, что сегодня эта патология – несоответствие разума нравственному чувству - очень распространена, может быть даже перевалила через эпидемический порог. Но кто этим занимается, кто отслеживает?..
Обаяние зла. Многие считают, что человек, на самом деле, испытывает нечто вроде огромного освобождения, сопровождающегося мощной пассионарной энергией, когда из него выходит мистер Хайд? А он ведь в каждом из нас. Чем, собственно, присяжные и судья, вынесшие смертный приговор отличаются от меня? - это вопрос, которым задается Перри Смит. И отвечает – ничем: такие же убийцы, и их также не будет мучить совесть, и они тоже будут спокойно спать по ночам. Так в чем разница – из меня вышел Хайд, я себе это позволил, я свободен, а они нет – зажались, но как бы им этого же хотелось: мысленно они уже неоднократно убивали...
Что сдерживает это трудно преодолимое желание людей совершить зло, переступить через порог, поддаться искушению перейти все моральные границы, отдаться на волю иррациональных животных инстинктов – в том числе убивать? Культура, воспитание, религия?.. Чем можно заменить энергию разрушения? Насколько надежна энергия созидания, и как долго способна она противостоять нашим звериным инстинктам?
Короче, меня интересует, насколько убийца патологичен, или это просто стечение обстоятельств? То есть это вопрос медицины или судьбы? И как мы, добропорядочные граждане, далеки от такой судьбы?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments