Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

Categories:

Амос Оз «Иуда» - был ли один из апостолов Иисуса предателем?

Прочитал книгу Амоса Оза «Иуда».

Без названия.jpg

Не знал раньше этого писателя. Оказался очень известным. А в Израиле – просто классик. И вообще в мире – лауреат престижных премий и один из вероятных кандидатов на Нобелевку.
В Израиле, как я понял, Оз достаточно одиозная фигура: левый, выступает за создание Палестинского государства, вообще за ненасильственные отношения между евреями и арабами, часто осуждался за требования освобождения арабских террористов. Ну вот, собственно, в какой-то степени он и написал книжку о себе, так как многие в Израиле считают его своего рода предателем. И он написал о предателях, которые на самом деле, лучше других готовы к изменениям, менее зашорены, глубже понимают суть вещей и видят будущее, не боятся идти против господствующего ложного мнения. О предателях в общественном мнении, которые на самом деле, люди неординарные, более прозорливые, идеалисты, родившиеся не в свое время, его опередившие. Их не понимают, навешивают ярлыки, травят, шельмуют, но они тверды в своих заблуждениях или, наоборот, пророчествах. Таким он видит Иуду, единственного кто истинно верил в Божественность Христа (кстати, Оз «Иуду Искариота» Леонида Андреева не читал), таким видит некого Абрабанеля, который выступал против войны между Израилем и Палестиной и был категорическим противником Бен-Гуриона, за что заслужил клеймо предателя в Израиле (конечно, это некий автобиографический намек).
Вообще, тема предательства очень остра. Я неоднократно слышал в ответ на вопрос – чего вы больше всего боитесь и ненавидите в жизни - предательства. А ведь бывает, что действительно трудно прочертить грань, отделяющую предательство от высоких намерений. То есть для кого-то предатель, но для кого-то герой.
Кто-то называет Иудой Горбачева, а кто-то считает его человеком, решившимся преодолеть стереотипы, отважившимся на радикальные изменения в России. До сих пор спорят о Пэтене, который утверждал, что сотрудничество с Гитлером сохранило Францию. У нас сегодня мало спорят о Власове – вроде как все ясно – предатель. Но еще в 90-е это было ясно отнюдь не всем: многие его считали патриотом, боровшимся с антинациональной тиранией Сталина. А Курбский, предавший Ивана Грозного, но заявлявший, что бежал в знак протеста против его деспотичного самодержавия? Предателем ли бы царевич Алексей, который по мнению Мережковского Христос, тогда как тот, кого он предал, Петр I - Антихрист? (Предатель ли сам Мережковский, который 22 июня 1941 году приветствовал ввод гитлеровских войск в СССР, так как считал Сталина Антихристом?) А Яков Ростовцев, друг декабристов, который предупредил Николая I о готовящемся заговоре, потому что считал это преступлением (правда, не выдав никого пофамильно)? А Мазепа?.. Да что Мазепа? А Марк Юний Брут?... В общем, есть о чем подумать. Или нет?..
Оз исследует природу предательства. Но одновременно и отношения между религиями, более подробно суть христианства, национальный вопрос. Книга глубоко полемична, интеллектуальна и в широком смысле слова образовательна. Но все это было бы не более чем художественно-идеологическим трактатом, большим и тяжелым эссе, если бы не стало, на самом деле, очень хорошим романом. (К тому же отлично, на мой вкус, переведенным). Все авторские размышления, весь его полемический запал умело помещены внутрь интригующей истории любви.
PS
В следующей части этой, условно говоря, рецензии поговорим о другой теме книги – изральско-палестинских отношениях и судьбе государства Израиль. Не больше-не меньше)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments