Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

Categories:

Кесарю кесарево

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион выступил с комментарием в связи с обострением общественной дискуссии по фильму «Матильда».

"Ситуация, складывающаяся вокруг фильма «Матильда», к сожалению, напоминает ту, что развернулась некоторое время назад вокруг скандального французского еженедельника «Шарли Эбдо». Тогда нас всех пытались поставить перед дилеммой: вы с «Шарли» или вы с террористами, которые расстреляли сотрудников редакции? Сейчас нас пытаются поставить перед выбором: либо ты поддерживаешь «Матильду», либо ты с теми, кто призывает сжигать кинотеатры.
А как быть тем, кто не с одними и не с другими? Я, например, выступаю безоговорочно и категорически против любых призывов к насилию, любых угроз в адрес кого бы то ни было, будь то режиссер, актеры, прокатчики и т.д. Я также выступаю против запрета показа фильма, против возрождения цензуры по советскому образцу. Но в то же время никак не могу и не хочу становиться на сторону тех, кто этот фильм защищает.
В отличие от большинства участников полемики, я этот фильм посмотрел. Сейчас ведь говорят: не смотрели, так молчите, ждите, пока фильм выйдет в прокат. И обвиняют тех, кто высказывается против фильма на основании трейлера, в том, что они критикуют, не посмотрев. Я свое мнение о фильме высказал не на основании трейлера, а на основании просмотра его полной версии. Мое мнение обидело режиссера, пригласившего меня на предпросмотр, но покривить против совести я не мог. И отмолчаться тоже не мог.
В дискуссии вокруг фильма участвуют самые разные люди и группы людей. Но писем с выражением возмущения сегодня тысячи. Многие люди не понимают, зачем нужно было в год столетия революции в очередной раз публично плюнуть в человека, который был расстрелян вместе со своей семьей, с несовершеннолетними детьми. Годовщина революции — повод к молитве и поминовению безвинно пострадавших, а не к тому, чтобы продолжать оплевывать их память.
Не говорю уже о том, что для Церкви Государь император Николай Второй — страстотерпец, причисленный к лику святых. И Государыня императрица Александра Федоровна, представленная в фильме как истеричная ведьма, — тоже причислена к лику святых. На Царские дни в Екатеринбург собирается не менее ста тысяч людей, которые в течение пяти часов ночью идут крестным ходом от места его расстрела к месту его предполагаемого захоронения.
Выражаю надежду на то, что в год столетия трагических событий, обернувшихся многомиллионными жертвами для нашего народа, найдутся такие режиссеры, писатели и художники, которые смогут воздать должное памяти убиенного Государя".


...Вроде бы и взвешенное мнение, но лукавое. И вот почему. Потому что уважаемый митрополит смешивает вещи, которые вполне себе раздельные. Если царь - страстотерпец, это не означает, что он не может быть обсуждаем, как историческая персона, реальный монарх, "хозяин земли русской", правитель Российской империи, совершивший много ошибок и вполне себе за это критикуемый. И это не оплевывание памяти, это историческая рефлексия, необходимая любому государству, чтобы разобраться в прошлом и не повторять ошибок.
Возможно, любая критика в адрес святого недопустима в Церкви, которая его канонизировала, но не в светском обществе. А Россия - светское государство. Поэтому кесарю кесарево.
А если фильм окажется пошлым, претенциозным и вульгарным, тогда - уж поверьте - он получит вполне себе хорошую трепку от зрителей и критиков. Так что речь уже не о "Матильде", а о подходах, о тех правилах, по которым должно жить нормальное государство, в котором уважения достойны все, кто его достоин. И наоборот. Без исключения.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments