Вообще и в частности (lev_56) wrote,
Вообще и в частности
lev_56

«Дюнкерк», Кристофер Нолан, 2017 год

Честно говоря, не хотел смотреть очередной военный фильм. Брызжущие свинцом самолеты, они же, как огненные факелы, пикирующие на землю, взрывы бомб, подлетающие в воздух люди, пули, свистящие на головами или попадающие в тела жертв под водой. Все было... со Стивеном Спилбергом. И не только с ним. К слову, прошлогодний фильм Мела Гибсона «По соображением совести» мне понравился больше, чем «Спасти рядового Райна». И вот «Дюнкерк». Еще один фильм про войну. Сколько их было, сколько еще будет.



Ну в общем, меня поначалу заинтересовал, главным образом, исторический контекст. Дюнкерское сражение - загадка второй мировой войны. Почему Гитлер отдал приказ остановиться танкам, передоверив уничтожение попавшей в «котел» многотысячной группировке англо-франко-бельгийских войск авиации? Это породило версию, что он, тем самым, дал возможность провести операцию по эвакуации противника на Британские острова, ожидая встречного шага – сепаратного мира. Но тогда принижается значение грандиозной английской операции по спасению,когда десятки, а может быть и сотни частных небольших судов, переплыли Ла Манш и, подвергая себя смертельной опасности, переправляли на родину своих солдат. Именно это событие отражено в фильме. Точнее, показаны люди, простые люди, проявившие здесь и сейчас героизм, доблесть, солидарность, самопожертвование и патриотизм.
Одновременно нам напомнили, что вторая мировая война началась еще до Великой Отечественной. И в ней сражались и погибали солдаты из других стран. И они тоже внесли свой вклад в разгром фашистской Германии и также достойны уважения.
...Вы знаете, бывает так, когда фильм с самого начала не то, чтобы не идет, но ты еще не знаешь, будет тебе интересно смотреть дальше или нет. А тут с самого начала, с первых кадров, ты понимаешь, что фильм хороший. Очень хороший. И ты будешь смотреть его с таким же напряженным вниманием до конца.
Фильм представляет некий триптих войны: действия происходят на молу, около Дюнкерка, где выстроились очереди англичан и французов, ждущих кораблей для эвакуации; на берегу, по ту сторону Ла Манша, откуда, собственно, готовы выйти эти суда; и в воздухе, где идет настоящая битва между немецкими летчиками и английскими.
Англичане смогли под огнем самолетов и подводных лодок вывести почти 300 тысяч человек, солдат, офицеров, которые, возможно, потом составят костяк английской армии, в 1944 году высадившейся на французское побережье уже побеждать.
У успеха этой уникальной операции, которая называлась «Динамо», сумма слагаемых: это и воля Черчилля, и умелое командования флотом и, конечно, будничный героизм солдат и обыкновенных гражданских, которые в трудную минуту проявили недюжинное мужество и сплоченность.
Смотреть фильм страшно. Но не потому что спецэффекты бьют по нервам. А потому что все как раз очень буднично. Но буднично, как на войне, где постоянно погибают люди. Эффект сопереживания, я бы даже сказал, соучастия, достигнут максимально. Фильм состоит из конкретных эпизодов, конкретных обстоятельств, сиюминутных подвигов и спасений. Никаких батальных сцен, общих планов, за которыми пропадает отдельный человек. Никаких супергероев и лишнего пафоса. Все просто - люди есть люди. Они хотят выжить. Но и хотят остаться и остаются людьми. Собственно, кино об этом. И, конечно же, о том, что война противоестественна.
Tags: кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments