?

Log in

No account? Create an account
Периодически натыкаюсь на информацию о пытках в полиции и колониях, арестах за репосты и картинки в интернете, продлениях, продлениях, продлениях сроков содержания под стражей. Вспоминаю, как мой папа прежде, чем посмотреть фильм, всегда спрашивал – тяжелый? И если получал утвердительный ответ, не смотрел. И я вроде как не хочу все это знать.
Я почти не в курсе дела «Нового величия». В смысле каких-либо подробностей. Не следил до тех пор, пока не услышал про «Марш матерей» (к тому же, среди организаторов есть знакомые). Правда, я немного знаю историю и много читал о политических провокациях времен Судейкина-Зубатова.
К своему стыду, с неприличной апатией слежу и за голодовкой Сенцова и вокруг нее. Надеюсь, что он все-таки выживет и окажется на свободе. И не через 20 лет.
И рост цен на бензин меня особенно не волнует – я сам не рулю. И рост доллара, честно говоря, как-то не сильно беспокоит. Пока не повысились цены на все, что с ним связано. То же самое могу сказать и об очередных американских санкциях.
Что о пенсиях «спорят», так меня лично это не касается.
Шойгу что-то ответил министру обороны Германии типа «Можем повторить!». От Хрущева много раз подобное слышали.
Беспилотник ОБСЕ зафиксировал какие-то «левые» грузовики из России, пересекшие границу с Украиной, точнее, территорию, ей неконтролируемую. Ну, право, так себе новость.
Я вот обратил внимание на рекламные щиты с Собяниным: «Москва стала безопаснее», «Москва стала зеленее…». Ну да, все это правда - еще ярче, светлее, чище, кафешнее, велосипеднее, парковее, сексуальнее, богаче, дороже и патриотичнее. Короче, как сказал один поэт: «всё вроде с виду в шоколаде, но если внюхаться - то нет».
…О чемпионате мира по футболу кто-то еще помнит?
И в завершении моего «научно-фантастического цикла» хочу предложить прочесть одну из последних, если не последнюю, статью Сергея Петровича Капицы, который в конце жизни увлекся проблемами демографии. Не могу сказать, что я все понял с первого раза – собираюсь перечитывать, но проблемы народонаселения, рождаемости, миграции очевидно являются одними из самых глобальных для современного человечества.

https://snob.ru/magazine/entry/49621

Многие чувствуют, что мы накануне каких-то важнейших событий всеобщего, мирового значение, в преддверии смены не просто каких-то исторических эпох, а человеческих эр. Думаю, не буду оригинальным, предположив, что людей волнует не только, когда произойдет переход, но и как это случится, каким путем, точнее, какой ценой.
К слову, «есть мнение», что каждые 500 лет человечество выбирает какую-то одну глобальную цель. Не знаю, не знаю… Это уже астрономия-астрология. Но то, что новая задача будет связана с объединением, с целостностью жизни на планете Земля, мне лично кажется наиболее вероятной, потому что необходимой. Хотелось бы, чтобы люди поняли это без больших военных издержек.

Ну очень разные

Несколько последних дней сижу на лавочке у Патриарших прудов, ничего не делаю – не пишу, не читаю, ни с кем не разговариваю, особо даже не думаю. Лишь наблюдаю за людьми. Вывод один – до чего же они все-таки разные!!! Очень!!! Да, конечно, в той же степени одинаковые. Биологически. Ну и, когда они – народ. А так… Такие разные, что хочется сжечь диплом о высшем педагогическом образовании.
Еще одна подслушанная информация: говорят, что в середине 80-х Земля уклонилась от летевшего в нее астероида. Именно так – сама сделала маневр. На какое-то количество градусов от собственной оси. И с тех пор жизнь полетела быстрее. Точнее, ощущение скорости жизни. При том не только людьми в солидном возрасте – так бывает, но и молодыми. Все происходит стремительнее, чем обычно. Все меняется с небывалой скоростью – в научно-технологическом плане, в политическом, образовательном, ценностном. Форматы жизни также меняются со скоростью смены нарядов Ксенией Собчак. Отсюда вывод – стабильности нет, человек в будущем будет жить в состоянии постоянной неопределенности. Не знаю опять же, как к этому относится – как к метафоре, или буквально.
Тем не менее, это опять же переворачивает наше представление об укладе жизни, о коммуникации вообще, и поколений, в частности, об абсолютности и относительности тех или иных эстетических и моральных ценностей.
Калейдоскоп событий, информации - быстро влетает и вылетает. Смена работы, места жительства, партнеров, моды, мебели, машин, причесок, привычек. Ничего долго не задерживается – никаких долгосрочных привязанностей. Все временно, и рассчитано на недолговечность.
Кто-то в такой жизни живет уже почти с рождения, а большинству приходится приспосабливаться. Все стереотипы ломаются – как жить, на каком языке разговаривать, что читать, с кем дружить. Навязывать что-либо друг другу становится просто нелепо. Все параллельно, пересечения только по желанию и временно.
Ощущаете ли вы смену скоростей? Если да, как она сказывается на вашей жизни?
Пока идет борьба за и против пенсионной реформы в России, серьезные люди изучают глобальные проблемы возраста и готовятся к новым эволюционным реалиям. Недавно мне поведали, что нынешнее поколение, которому сейчас приблизительно 55-65, станет первым поколением в истории, которое будет жить не просто дольше других, но качественно иначе. То есть не доживать-выживать, а именно полноценно жить до самой, самой старости. Включая репродуктивные возможности. Это значит, что жизнь не просто не заканчивается в шестьдесят лет, а в полном объеме продолжается. И заметьте, речь идет не о «средстве Макропулоса», не об идее бессмертия, будоражащей умы, особенно богатых людей. И не о том, что надо провести остаток дней с кайфом, как в фильме «Пока не сыграл ящик». Речь о том, что после шестидесяти жить полноценной жизнью, физиологически полноценной, станет нормой.
Согласитесь, если так, это меняет все – менталитет, психологию, взаимоотношения в семье. Явно корректируется традиционные связи – «отцы и дети», убирается из лексикона такое понятие, как «пожилые люди», то есть те, что уже пожили. Нет, они еще живут. Притом, повторяю, это не психологическая установка, это объективная реальность.
Значит надо искать новые старые смыслы, не стесняться "смешить бога" своими планами, не уходить исключительно во внуков и болячки, не бояться, если угодно, заводить еще детей, пусть и приемных.
То есть традиционная, ограниченная жизнь «дедушек и бабушек» под предлогом - «уже поздно» - уходит в историю эволюции человека. Вовсе даже не поздно, а в самый раз.
Я не знаю, насколько это все так. (Хотя услышал об этом от солидных людей). Но, почему бы не поверить и не попробовать так жить?

Великая сила искусства

Хочу рассказать две личные истории.

Первая произошла где-то в начале двухтысячных, точно уже не помню. В «Доме учителя», в Москве проходили «Соловейчиковские чтения». И, в частности, в большом зале выступали дети Щетинина. Кто не знает - Михаил Щетинин – известный в 80-90-е годы педагог-новатор. Вот он так новаторствовал, новаторствовал и осел наконец сначала в одной Краснодарской станице (где мы с ним и познакомились, году так в 91-ом), потом в другой… Не буду сейчас о Щетинине – это отдельная история, как и о каждом педагоге-новаторе тех времен – кто они были, что с ними стало. Так вот приехал Щетинин со своими детьми и показал длинную, очень военно-патриотическую, музыкально-хореографическую композицию. И кульминацией этого очень пафосного представления стало исполнение в конце гимна СССР. В зале все встали – пусть не сразу, но практически все. А я словно прирос к своему стулу. И дело было не в каком-то принципиальном отношении к гимну, а в том, что я понимал – мной манипулируют. И все мое естество этому воспротивилось. Хотя не просто, доложу я вам, сидеть, когда все стоят. Сейчас бы этот демарш закончился для меня плачевно, хотя это было не официальное исполнение гимна, а в рамках шоу. Тем не менее… Да, я бы сегодня, возможно, и встал – чтоб не связываться.

Что касается второй истории, то она была много раньше. К 50-летию Октября театр «Современник» поставил трилогию «Декабристы», «Народовольцы», «Большевики» (авторы пьес Л. Зорин, А. Свободин, М. Шатров). По-моему, где-то в конце 70-х -начале 80-х я с приятелем пошел на «Большевиков» (режиссер Олег Ефремов). Я знал заранее, что в конце спектакля есть такое место, где зал встает, и решил, что точно не встану. Действие спектакля происходит в ночь на 31 августа 1918 ода, когда после покушения на Ленина заседает Совнарком и решает – вводить или нет в ответ на совершенное злодеяние красный террор? Действующие лица – Свердлов, который ведет собрание, Луначарский, короче, члены правительства… Я, правда, что-то не помню ни Троцкого, ни Сталина. Но это не важно. Играют Кваша, Евстигнеев… Они спорят, спорят… Вспоминают якобинскую диктатуру, чем она закончилась. И все же выбирают – ответить на белый террор красным. И вот кульминация – заседание завершилось, с трудом и мучениями далось тяжелое решение, все немного растеряны и смущены… Ждут информации - как там Ильич? Врач сообщает - выживет. Все обнимаются. И вдруг кто-то на сцене начинает тихонько петь Интернационал. Потом остальные, все громче и громче. И зал постепенно начинает вставать. Я сижу. И не я один. Но вскоре сидеть уже невмоготу – что-то выталкивает меня из кресла, и я встаю. Нет, я не пою Интернационал (хотя многие в зале поют), но я стою. Вместе со всеми. В едином порыве. По телу бегут мурашки. «Так победим!».

Безопасный секс

В парке Зарядье зафиксировано большое количество занятий сексом посетителями парка.
Об этом журналистам сообщил главный архитектор города Сергей Кузнецов. Он отметил, что есть даже видеозаписи. Как отмечает агентство «Москва», главный архитектор связывает происходящее с тем, что люди чувствуют себя в городе безопасно и комфортно.
...Без комментария.
Казалось бы, ответ очевиден: любой народ волнует сначала дела внутри страны, напрямую связанные с их укладом жизни, а не «положение в Родезии». С другой стороны, можно вспомнить, что еще Ленин и большевики больше мечтали о мировой революции, чем о том, как будут жить люди в России. Да и Гитлера так захватила идея мирового господства, что он уже не мог думать ни о чем другом, а немцы стали заложниками его внешней политики. Да и Соединенные Штаты порой так увлекаются своей борьбой с диктаторскими режимами и «полицейской миссией», что внешняя политическая повестка выходит на первые полосы газет. Неслучайно, электорат Трампа держится, наоборот, за счет его протекционистской и изоляционистской политики (по большей части): налоговая реформа, пошлины на иностранные товары, мигранты.
Всем известно, как увлечен внешней политикой Владимир Путин, и как активна Россия в последние годы в международных делах. Именно за счет этой активности (независимости от того с каким знаком она оценивается) о России говорят в мире, и как считает, большинство населения страны, считаются. «Россия встала с колен», Россия показала «кузькину мать», «Россия сосредотачивается»… И россиян вроде это устраивает, они гордятся такой политикой и своим президентом.
И вот, судя по последнему опросу, проведенному «Левада-Центром», среди россиян снижается доля поддерживающих внешнюю политику президента страны. Социологи связывают это с усталостью от внешнеполитической повестки и желанием помогать себе, а не другим государствам.
На вопрос "Что вас привлекает во Владимире Путине?" в 2016 году 22% россиян ответили, что поддерживают его внешнюю политику. В июле 2018 года таковых оказалось лишь 16%. Тех, кому импонирует защита президентом государственных интересов России, в нынешнем году стало меньше на 8%: 17% против 25% в 2016-м.
Социолог "Левада-центра" Денис Волков считает, что за два года выросла усталость от внешнеполитической повестки: "Во многих последних опросах люди говорят - "хватит всем помогать, надо помочь себе, давайте не будем тратить деньги на другие страны, лучше потратим их внутри страны".
Перемены в настроениях россиян отметили и в Financial Times. "Менее пяти месяцев назад российский электорат переизбрал Владимира Путина, причем тот набрал наибольший процент голосов для любого президента со времен распада СССР. Но если этот результат указывал на решительное одобрение политики Путина, то люди, похоже, передумали. Серия соцопросов, результаты которых были опубликованы на прошлой неделе, наводит на мысль, что россияне пресытились ненавистью к Западу, не соглашаются с направлением, в котором движется страна, и готовы протестовать. Если подобные настроения упрочатся, у Путина будут резоны для беспокойства".
Так или это на самом деле, или FT выдает желаемое за действительное?
Я вот лично не уверен, что вопросы пенсионной реформы, повышение НДС или повышения цен на бензин (очень острые вопросы, напрямую затрагивающие жизнь людей) как-то изменят отношение россиян к событиям на Донбассе или в Сирии, и что они обратят свое недовольство на власть, а не на грядущие новые санкции США.
Жозефу де Местру принадлежит знаменитая фраза: «Всякий народ имеет такое правительство, какого заслуживает». По крайней мере, ему ее приписывают. Как всегда, многие говорили нечто подобное и до него, к примеру, Монтескье: «Каждый народ достоин своей участи». Но вот в том виде, в котором до нас дошло это высказывание, которое часто цитируется, ссылаются на де Местра.
Эту фразу произносят то с сожалением, то злорадно, но всегда, как приговор. Тем не менее, были и есть те, кто категорически не согласны с таким вердиктом.

В частности, резкой критике его подверг Иван Ильин. «Сколько раз приходилось нам в эмиграции выслушивать эту глупую, легкомысленную и черствую поговорку от иностранцев!... Мол, «у вас, в России, всегда было такое правительство, которого ваш ничтожный народ заслуживал; вот и теперь: то же самое, только навыворот»... Обычно люди произносят ее с важностью и пренебрежением, тоном исторического откровения. «Ведь вот, у нас на Западе, замечательные народы и у них, вследствие этого, культурные и гуманные правительства».
«Да, - писал дальше Ильин, - народ отвечает за свое правительство, если он сам находится «в здравом уме и твердой памяти» и если он его свободно избрал». Но разве «русский народ отвечал за Бирона, протершегося к власти в порядке низкого угодничества и антинационального подавления? …Как же мог русский народ «заслужить» того, чтобы его покорили интернациональным обманом и засилием, невиданной в истории тоталитарной системой сыска и террора, революционным завоеванием, вторжением и подавлением? Какие зверские наклонности, какую злодейскую душу, какие адские пороки он должен был бы иметь для того, чтобы «заслужить» все это? …Кем должен быть этот народ, чтобы «заслуживать» такое обхождение, такое унижение, такое управление? (это уже о большевистской власти). …«Каждый народ заслуживает своего правительства»... Нет, наоборот: каждый народ заслуживает,— и морально, и политически, — лучшего правительства, чем то, которое он имеет, ибо именно лучшее правительство сделает и его самого лучшим. Каждое правительство призвано действовать, руководясь инстинктом самосохранения, присущим его народу; каждое призвано видеть далее своего народа, быть мудрее его и подсказывать ему верные пути жизни. Пора понять это и не повторять политическую пошлость, подслушанную за границей от врагов и презрителей русского народа».

Итак, де Местр или Ильин?



Чья сентенция вам ближе и кажется убедительнее: народ заслуживает свое правительство, или он заслуживает лучшего…?

Жозеф де Местр

Жозеф де Местр - посланник Сардинского короля, прожил в России довольно долго. Во времена Александра I. Был близок к императору, входил в круг самых близких его друзей и сановников, на многих произвел сильное впечатление своим умом и красноречием, был очень религиозен, католик. Категорический противник отмены крепостного права в России. Исповедовал консервативные взгляды, был идеологическим националистом. Многие считают, что де Местр оказал большое воздействие на русскую консервативную мысль, в числе среди его поклонников: Михаил Катков, Константин Леонтьев, Федор Достоевский, Лев Тихомиров, Константин Победоносцев. О нем писали и Лев Толстой, и Николай Бердяев. Исайя Берлин считал его предтечей фашизма.
Я хочу привести подборку цитат, в основном из его книги «Религия и нравы русских», а также «Четыре неизданных главы о России». Вроде как тенденциозная подборка, а вроде и нет. Всегда интересно читать, что о твоей стране и ее жителям думают путешественники, но еще больше те умные иностранцы, что в ней довольно долго жили. Если маркиза де Кюстина уже неловко цитировать – известный «русофоб», то де Местр вроде как был «свой», относящийся к России не "настороженно". Что характерно, написано в первой четверти 19 века, а все по-прежнему актуально. А говорят, что все меняется, меняется, меняется…



"Ежели желания русских можно было запереть в крепость, оно бы разрушило ее до основания. ...Если вам придет в голову пожаловать свободу тридцати шести миллионам людей, и мы сделаем это, в мгновения ока вспыхнет огромный пожар, который обратит в пепел всю Россию...
Стоит этим рабам получить свободу, как они очутятся в окружении наставников, более, чем подозрительных, и священников, не имеющих ни силы, ни влияния. Не будучи готовыми к сему, они несомненно и внезапно перейдут от суеверий к атеизму, от пассивного повиновения к неудержимому действию. Свобода окажет на их страсти такое же воздействие, какое крепкое вино оказывает на человека, совершенно к нему не привыкшего. Само зрелище этой вольности развратит даже тех, кто не принимает в нем участия. К тому прибавьте безразличие, неспособность или чванство отдельных дворян, преступные действия заграницы, хитрые происки ненавистной, никогда не дремлющей секты и так далее, и тому подобное, а также нескольких Пугачевых с университетским образованием, и государство, по всей вероятности, буквальным образом расколется надвое, подобно деревянной перекладине, которая чересчур длинна и прогибается посередине."

"Русские всего хотят добиться в один день. Среднего пути нет. Человеку следует медленно ползти к установленным целям, никому не дано туда долететь!
Русские усвоили две, в равной степени несчастные идеи. Первая - ставить литературу и науку во главу угла, и вторая - сплавлять в единое целое преподавание всех наук".

"Человек вообще, будучи предоставлен самому себе, слишком порочен, чтобы быть свободным".

"Ничего подобного человеку в мире нет. За свою жизнь я повидал французов, итальянцев, русских и других; благодаря Монтескье я знаю также, что "можно быть персиянином". Что же до человека, то я заявляю, что никогда в жизни его не встречал; ежели он и существует, то мне он неизвестен".

"...Кто говорит, что у народа надо отнять национальный догмат, того следует повесить, как домашнего вора".

"Все разумное, рукотворное обречено, прочно одно иррациональное. Рациональная критика разъедает все, что к ней восприимчиво: уцелеть может то, что ограждено тайной и необъяснимостью. Сотворенное одним человеком исказит другой; лишь сверчеловеческое прибудет".

"Что произойдет в России, если современные учения проникнут в народ, и временной власти будет не на кого опереться, кроме как на себя самой?
На заре великой катастрофы Вольтер изрек: "Все это сделали книги". Повторим же, пока мы находимся на лоне счастливой России, еще стоящей на ногах: "Все это сделали книги"; будем же опасаться книг! Величайшим политическим шагом в этой стране стало бы замедление торжества науки и использование власти церкви как сильного союзника государя - до тех пор, пока наука не сможет быть без всякой опасности допущена в общество".

"Принцип народовластия столь опасен, что даже будь он справедлив, его непременно следовало бы хранить в тайне".

«Отличительная черта русского — это высший страх перед высшим лицом и высшее же к нему презрение».

«Иногда мнение, которое министр высказывает как министр противоречит мнению, которое он высказывает как судья, находясь на судебном заседании, потому что он знает, что на этот счет думает император, и с чистой совестью соглашается с его мнением. Один честный сенатор, высказывая мнение, которое противоречило точке зрения министра юстиции, боялся обидеть последнего, и каково же было его удивление, когда министр, отведя его в сторону, сказал ему: «Вы доставили мне большое удовольствие, выступив против меня, потому что на самом деле я высказал такое мнение лишь ради того, чтобы угодить императору, в действительности же я думаю как раз наоборот».

«Самая характерная черта русского человека — безразличие, особенно по отношению к бедам и страданиям человечества. Событие, которое в какой-либо другой стране заставило бы говорить о себе целую неделю, здесь не производит ни малейшего впечатления. Необычные виды смерти, например, казни, которые в других странах вызывают такой большой интерес, в России не привлекают никакого внимания. Я здесь уже восемь лет и никогда не слышал никаких раз говоров о казни, никогда не слышал, чтобы говорили: «Сегодня секли такого-то за такое-то преступление. Он сказал то-то и то-то». Никогда. В прошлом году однажды утром на воду спустили десять военных кораблей; собралась огромная толпа, и зрелище действительно было великолепным. Но тут случайно выстрелила пушка, и одного моряка разнесло в клочья. Никто этого не заметил или, лучше сказать, все, кто заметил, не стали это обсуждать. Я случайно узнал об этом через несколько дней, находясь у морского министра. Еще раньше взорвавшаяся пушка убила и покалечила семь человек. Никто об этом не говорил, и я опять-таки случайно узнал обо всем от одного министра. Среди русских как будто существует некое молчаливое согласие никогда не говорить о таких вещах, и потому бесконечное множество таких происшествий тонет в безвестности».

Profile

lev_56
Вообще и в частности

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow