?

Log in

No account? Create an account
В конце XX века американский историк и политолог Фрэнсис Фукуяма высказал идею о «конце истории». В том смысле, что либеральная концепция устройства общества победила раз и навсегда. Многие тогда назвали его утверждение наивным, а после теракта 11 сентября его самого - «проштрафившимся Кассандрой».
Фукуяма, конечно, скорректировал свои взгляды, тем не менее, продолжал заявлять: «мы остаёмся в конце истории, потому что остаётся только одна система, которая продолжает доминировать в мировой политике, — система либерально-демократического Запада».
Но чем дальше в XXI век, тем он становился все более сдержанным и не столь уверенным. В апреле 2011 года во время презентации новой книги на вопрос из аудитории о том, сможет ли китайская модель развития составить конкуренцию западной, ответил: «Да, но я бы поставил деньги на либеральную демократию».

Я позволил себе это вступление, чтобы оттенить заявление Владимира Путина, которое он сделал только что перед саммитом «двадцатки» в Осаке в интервью газете The Financial Times. По сути он заявил, что либеральная идея себя изжила. Она устарела, "пережила свою цель", когда общественность выступила против иммиграции, открытых границ и мультикультурализма.
Либералы в последние десятилетия пытались диктовать миру свою волю, но совершили много трагических ошибок, уверен президент России. В качестве примера он привел решение канцлера Германии Ангелы Меркель о приеме более 1 млн сирийских беженцев. Путин назвал его "ошибочным" и указал на "волю" президента США Дональда Трампа, который пытается остановить поток мигрантов и наркотрафика из Мексики. Путин назвал его «талантливым человеком, очень тонко чувствующим что ждёт от него избиратель".
"Либеральная идея предполагает, что ничего не нужно делать. Убивай, грабь, насилуй - тебе ничего, потому что ты мигрант, надо защищать твои права. Какие права? Нарушил - получи наказание за это", - продолжил Путин. "Либеральная идея устарела. Она вступила в противоречие с интересами подавляющего большинства населения", - резюмировал российский лидер.

Я не хочу пока ничего персонально комментировать. Но хотел бы уточнить ваше мнение и обсудить на нашем доморощенном уровне несколько вещей. Итак, как вы считаете:
1.Либеральная идея в 21 веке умирает от старости, или это ложное впечатление, временное отступление, конъюнктурный кризис?
2.Что может прийти на смену либерализму? Популизм? Консерватизм? Китайская модель? Путинизм?
3.Чем популизм отличается от демократии?

PS
Председатель Европейского совета Дональд Туск категорически не согласен с утверждением российского лидера. "Тот, кто заявляет, что либеральная демократия изжила себя, также утверждает, что себя изжили свободы, верховенство закона и права человека", - отметил он. По словам Туска, в действительности себя изжили "авторитаризм, культ личности и власть олигархов"."Даже если иногда они могут показаться эффективными", - добавил глава Евросовета.
Минэкономразвития предложило ввести контроль за расходами россиян. Это необходимо для борьбы с теневой экономикой, — сказала на конференции, посвященной налогам, заместитель директора департамента инвестиционной политики министерства Белла Панина. Первый шаг в выявлении теневого дохода – это контроль соотношения доходов и расходов, — сказала Панина и уточнила, что ведомство уже готовит предложения на этот счет.

Чудесно. Где же будут искать? Среди тех, кто зарабатывает «по-черному» к пенсии, к мизерной зарплате или вообще, не имея таковую: консьержи, репетиторы, экскурсоводы, уборщицы и тому подобное. За счет этих людей надо, в первую очередь, повышать бюджет страны? И никак иначе?
Правомерно? Да. Справедливо? Нет. Потому что нельзя требовать от людей платить налоги, потому что после это они НЕ будут спать спокойно, ибо им элементарно не хватает на жизнь. Хотя, в принципе, все должны платить налоги, да и положение для «самозанятых» действительно вполне себе щадящее.
Другое дело – есть два момента: обидно, когда понимаешь, что государство охотится за такими людьми, зарабатывающими несколько десятков тысяч рублей в месяц, а не за теми, кто крадет миллионами, преспокойно остается в этой самой тени, и никто не реагирует на вопиющее несоответствие расходов и доходов чиновников, публикуемых в многочисленных расследованиях о коррупции. То есть надо понять, что для государства «теневой доход» – это скорее «черный заработок» в тысячи рублей, или много миллионные откаты и взятки?
И второе – есть тотальное недоверие к государству и его органам контроля. Боишься любым образом попасться в поле их зрения. Это как стать опасным свидетелем на суде или понятым в метро, когда при тебе обирают пьяного. Чур меня чур.
Поэтому сначала, строгое государство, определитесь в приоритетах, наведите порядок там, где необходимо, добейтесь доверия, и только потом трясите по закону ВСЕХ неплательщиков налогов.
Оказывается, на телеканале «Спас» есть передача «Не верю!», которая предполагает диалог священника с атеистом. И вот я посмотрел и послушал такой диалог Владимира Познера и богослова отца Максима Козлова.
Интересная, примечательная и показательная удалась беседа. Познер оказался «в теме», а о. Максим – умным, интеллигентным, православным человеком. Собеседники явно уважали убеждения друг друга, подчеркивая и личное уважение. И разговор получился.
В основном, Владимир Владимирович задавал атеистические вопросы, а Максим Евгеньевич отвечал. Отвечал достойно, но при этом саморазоблачительно. Что я имею в виду?
Например, Познер спрашивает: почему ветхозаветный бог так жесток? Почему ожесточал сердце египетского фараона, который, в общем-то, был готов сразу отпустить евреев, зачем понадобились все эти ужасные вещи, прежде, чем евреи ушли? Почему ветхозаветный Бог Яхве так жесток, и почему так жестоки евреи, расправляющиеся с другими племенами на пути в землю обетованную?
Потому что именно так, - отвечает священник, - можно было помочь сохраниться народу, которого Бог избрал, выжить среди язычников, чтобы нести миру его слово.
Но ведь из этого объяснения вытекает ужасный вывод: значит, во имя высокой цели можно применять самую жестокую жестокость. И оправдать инквизиторов, и того же Гитлера, и Сталина – все действовали во имя Веры, Идеи, спасали свои народы и государства, и НИЧТО не могло им помешать. Никакие массовые убийства.
Второе разоблачение. Познер сказал, что ему не нравятся религиозные догмы. К примеру, непорочное зачатие – никаких доказательств того, что это возможно, нет. Но надо верить, что было так, а не иначе. Почему? И еще Познер говорил, что не верит в чудеса, пока их не доказали, а не просто продекларировали.
Что отвечает священник?
Он предпочитает называть религиозные догмы такими же аксиомами, как и в науках, не требующие доказательств. Что же касается непорочного зачатия девы Марии, важно было, чтобы Иисус родился не во грехе, а чистым. Это принципиально важно для построение будущего здания христианства.
То есть он признал, что церковное учение строится на догматах, без которых вся пирамида религии рухнет. А догматы надо просто принять на веру. По сути о. Максим Кольцов не отрицал, что религиозное учение в некотором роде софистика, когда в основу, в фундамент вероучения кладутся не доказанные, а «придуманные» истории-постулаты, возможно и не правдивые с точки зрения здравого смысла, но которые надо принять на веру, ибо без них все остальное не имеет смысла.
Далее, Познер не мог не затронуть тему смерти и бессмертия.
И опять же священник соглашается, что вера в бессмертия души, в жизнь вечную, помогает людям обрести смысл земной жизни, которая в противном случае становится чередой страхов, мучений, страданий и бессмысленности. Опять же – вера в загробную жизнь вытекает из вполне себе рациональных объяснений – так легче жить.
И когда Познер сказал, что вот ему не бессмысленно жить, а вполне даже интересно, потому что надо искать свои смыслы – трудно, упорно, но искать, и тогда воздастся по заслугам. Но о. Максим, опять же согласившись, попросил признать, что для большинства простых, ординарных людей, земная жизнь чаще всего бессмысленна, поэтому ему нужна дать эту веру, которая принесет надежду и облегчение. Он фактически опять же признал, что религия и ее жрецы выступают в роли психотерапевтов-утешителей. Что возможно для многих хорошо, но это не имеет отношения к истине, к Богу, это придумал человек, чтобы облегчить себе жизнь. Кстати, и еще один момент – вера в бога, подчас, мешает приложить максимум собственных усилий. «На бога надейся, но сам не плошай». Да, но все же – покровительство бога –главное: успокаивает, но и ослабляет волю к реальной жизни.
Познер еще спрашивал - а имеет отношение Бог ко всем тем ужасам, которые периодически творятся на земле, нерукотворным, не войнам, а, к примеру, землетрясениям, цунами, уносящими тысячи жизней
невинных людей, в том числе младенцев. Вроде бы как имеет, если сказано, что ни одного волоска не упадет с головы его без воли Бога. На что М.Е. отвечал - он верит , что все погибшие дети блаженствуют в раю. (Ей богу, это напоминает компенсацию семье погибших в той или иной катастрофе в миллион рублей).
Как человек приходит к вере? К примеру, заболел близкий человек, прогноз плохой, говорят – сходи в церковь, помолись, поставь свечку за здравие. Да, все, что угодно – лишь бы помогло. И вдруг человек выздоравливает. Аллилуйя! Бог есть! Я верю! Он услышал мои молитвы и исцелил моих близких. Не врачи, боровшиеся за его жизнь и здоровье, а Бог. А врачи… Это Бог через них оказал эту помощь, они стали его медиумами.
Правда, потом бывает так что происходит трагедия. И человек мучится, пытается понять – чем он прогневил Бога, почему им наказан, что сделал не так. Наверное, мало молился, отныне будет молиться больше.
Поначалу религиозные иерархи пытались подчинить себе свою паству в буквальном смысле, не только духовно. Но постепенно светская власть победила. И правители быстро поняли, что без религии им никак не справиться с людьми. И было заключен негласный, неписанный «завет» Власти с Церковью: правитель становится Помазанник Божий, и отныне его власть от Бога, он его наместник на земле, а точнее, он «царь и Бог». Как говорил Апостол Павел: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога».
Возвращаясь в диалогу атеиста и священника, что еще характерно: Познер все время говорил – НЕ знаю, а его собеседник – верю. (Я бы предложил сделать еще одну передачу - «Не знаю»: разговор хомо сапиенс с хомо веритас).
Верующий человек - знайка, он может все, что угодно объяснить Божьем Промыслом. С Богом легче, с Богом нет сомнений, терзаний, есть ответы на все вопросы. Это нерелигиозному человеку остается плутать в потемках, думать, сомневаться, проверять знания, познавать мир эмпирически и научно. А дело верующего – Верить.
В конце, ведущие диалог обменялись представлениями, в чем же Смысл религии. Познер сказал, что по его мнению -это забота Бога о человеке, и с этой задачей он явно не справляется, и христианство тоже, так как за две тысячи лет человек принципиально не изменился, несмотря ни на какие проповеди любви и терпения. Отец Максим Козлов повторял, что Бог не столько заботится, сколько облегчает жизнь простого человека, наполняя ее смыслом и надеждой на вечную жизнь.
...У меня нет научного мировоззрения. Я гуманитарий. Я агностик, я не отрицаю Бога, я его ищу и готов принять, но моей гордыни нужны доказательства, без них мой разум отказывается верить. Я не могу признать, что разум - враг мой, фактически отказаться от сапиенс в себе. Не могу. Не получается. Да и не хочу. Таким вот образом – самообманом, самовнушением ничего не изменить. Все равно не поможет. Должна быть вера глубокая и искренняя, тогда она возможно спасет от страхов. Про спасения души пока повременю что-либо говорить.
PS
Закон благодати не отменяет закона совести. И судить человека будут именно по тому, как он жил – по нравственным ли законам, старался соблюдать Десять Заповедей или нет, жил ли, повинуясь голосу совести, что есть Бог, или нет. И не важно, в кого или во что он верил, важно, как жил.
А здесь неверующие, по-моему, часто могут дать фору верующим. Ибо не то главное, сколько раз ты произнес слово «духовность», сколько раз и как широко перекрестился на храм Божий, и какого размера твой нательный крест, не правда ли?
О каком национализме можно говорить, когда речь идет о миллионах представителей твоей нации, которых ты даже не знаешь, в глаза не видел, среди которых, наверняка, много тебе не близких, более того, чуждых, даже отвратительных людей. А наоборот, среди других наций есть люди тебе почти родственные, и не потому, что они немцы, французы или голландцы, а потому что по каким-то человеческим качествам, по исповедуемым ценностям тебе близки и интересны. Ты хотел бы объединиться именно с ними, а тебе категорически указывают – нет, ты часть своего народа и будь любезен, разделяй его судьбу.
Ксенофобия, говорят, заложена в человеческом ДНК, и она очень древняя – то есть нелюбовь, настороженность к чужакам. Это еще первобытное отношение. Наверное, было много поводов в то время убеждаться в том, что чужаков надо опасаться.
А сейчас получается – чужаков по-прежнему боимся, но и своих не любим, а объединяемся только, когда боимся кого-то, кто нам кажется еще хуже. Так?
Сам по себе национализм возникает естественно лишь когда возникают нации. До сих пор нет точного определения, что это такое, да и не придуманное ли это понятие. Единство языка, территории, хозяйственной деятельности, религии?..
Вроде бы нации стали складываться с конца 18 века. И пример показали французы, сплотившиеся во времена своей великой революции против внешних врагов. А до этого бургундцы, гасконцы, анжуйцы, бретанцы были, в основном, сами по себе - как и баварцы, и пруссаки, или смоленские и рязанские.
И вдруг такой всплеск национализма в 20 веке. Потом вроде он спал (слишком дорого обошелся) и нате-пожалуйста - опять. Хотя это какой-то явный нонсенс и анахронизм. Весь национализм уже не современен, патриархален и вроде бы не должен работать. Мир становится открытым, глобальным. Но некоторые популисты призывают его назад, в национальное стойло.
Неужели, чтобы понять – мир не делится только по национальному и суверенному принципу, на «осажденные крепости» и блоки, а его стратегическая перспектива - открытость и объединенные флаги, надо принести новые, возможно необратимые жертвы в угоду трусливому, чванливому и ложному чувству национализма?
Сначала анекдот. К первому секретарю областного обкома в советские времена приезжает из деревни мать старушка. Ее встречают целый штат топтунов, стелют прямо к выходу из поезда красную ковровую дорожку, везут на «Чайке» в пятикомнатную квартиру сына, угощают какими-то заморскими яствами… Когда вечером секретарь обкома приходит домой, мать уже готовится ко сну в огромной роскошной кровати. Он заходит к ней, здоровается, целует и спрашивает: «Ну как мама, все у вас хорошо, всем довольны, ничего больше не надо?» «Ой, сынок, - отвечает старушка, - все хорошо, у меня даже голова кругом идет… Только вот волнуюсь я: а что мы делать будем, когда красные придут?»

В специальном расследовании "Трансперенси-Интернешнл - Россия" авторы изучили командировки Минпромторга и его главы Дениса Мантурова за 2016-2018 годы. Согласно данным сайта госзакупок, Мантуров во время зарубежных командировок селится в пятизвездочных отелях, выбирая номера президент-класса. Так, в ноябре 2016 года во время поездки в Шанхай Мантуров провел сутки в президентском номере отеля The Peninsula Shanghai за 1,388 млн рублей в сутки. Площадь номера составляет 400 квадратных метров и включает в себя двухэтажную большую столовую, гостиную с камином и балконом, кабинет, туалетную комнату для гостей, просторную гардеробную с радио, погодной панелью и сушилкой для ногтей, мраморную ванную комнату, а в число услуг входят ежедневная корзина с фруктами и местная газета.
22 октября 2017 года министр переночевал в президентском номере отеля Four Season Hotel Mexico City в Мехико за 478 782 рублей в сутки. Номер площадью 207 квадратных метров включает в себя мраморную ванную комнату и гостевую туалетную комнату, обеденную зону с расширенным столом на восемь персон. Ночь Мантурова в отеле JW Marriott Hotel Zhengzhou в китайском городе Чжэнчжоу с видом на озеро обошлись бюджету в 327 486 рублей.
И так везде, без исключения (там большой список командировок). Согласно сведениям о закупках, Минпромторг в 2016-2017 годах потратил на проживание в зарубежных отелях как минимум 19,3 млн руб.

Ответ чиновника: "Что значит, правда или не правда [что жил в президентском номере]? Вы знаете, что существует классификация гостиничных номеров? Какие номера в рамках проводимых мероприятий в этом городе свободны, такие и приобретаются для участия в этих мероприятиях. Поэтому, что касается нормативов, нормативы есть, мы полностью в них вписываемся».
Совсем недавно мы разговаривали о слабостях и пороках, рефлексии и позитиве.
Так вот - еще раз: не люблю «жизнь на позитиве» (прямо как «на районе»), эту искусственную возгонку радости, этот «дивный новый мир» с его наркотиками счастья. Этот позитив - сытый, гламурный, попсовый, часто просто глупый. При этом выдаваемый за правильную концепцию жизни.
И не надо путать – умение искать светлую сторону жизни, не зацикливаться на негативе с пошлым «позитивчиком», цель которого уклониться от проблемной и сложной рефлексии и создание себе комфортных и уютных мифов.
Поэтому разговор о позитиве и негативе, это еще разговор о простом и сложном.
«Все очень просто…» - песня «Машины времени», которую я не полюбил с первой же фразы. Нет, так просто не бывает, так просто не получится. Точнее, получится, но на определенном витке сложности. Только так.
Есть, конечно, простые мудрые истины, открытые человеку, что называется, с рождения. Такое, возможно, случается у некоторых счастливых людей, у которых с самого начала внутри находится в полной исправности точнейший нравственный компас. Им не нужно думать, для них все и так ясно само собой, а, если что не так, «навигатор» подскажет оптимальное решение. Это люди с нравственным чутьем и врожденным эстетическим вкусом. Но для подавляющего большинства «душа обязана трудиться и день и ночь...».
Когда я работал в школе, то всегда так или иначе предупреждал – тем, кто решится и сможет больше думать, острее чувствовать, неравнодушно относиться к происходящему вокруг него, станет сложнее жить. Так оно и происходило. И я ничуть об этом не жалею.
Что-то мне подсказывает, что с выборами губернатора Санкт-Петербурга может произойти конфуз.
Фонд борьбы с коррупцией опубликовал ролик про то, как, по их мнению, фальсифицируются подписи в пользу кандидата в губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова. И назвали это демонстративно, по типу НТВ, "Анатомия..."



Можно по-разному относиться к Навальному, можно улыбаться по поводу того, что Ольга Гусева похожа (внешне тоже, кстати) на Любовь Соболь, а та копирует самого Навального, но ФБК в своих расследованиях ошибается редко. Потом можно как угодно интерпретировать факты, в них изложенные, но факты, по существу, обычно не оспариваются. А тут такой казус – какие-то люди в здании районной администрации что-то химичат с подписными листами.
Беглов и так фигура вряд ли популярная в северной столице, а ту еще такие ляпы. И все это на фоне других проколов.

… Когда-то, очень давно, я был вожатым первого отряда в пионерском лагере. Наш директор, человек крайне экстравагантный, любил делать ночные набеги в спальни пионеров, будив при этом всех тех, кто мирно спал в это время. Так вот, как-то он застал одного парня из моего отряда, завернутого в простыню, в палате девочек, и даже, когда мы с ним уже встретились год спустя, он не успокаивался, говоря: «А я до сих пор не уверен, были ли у него под простынью трусы».

Извините, за эту веселую, пикантную и, вероятно, неуместную историю, просто вдруг вспомнилось. Короче говоря, я не уверен, что Беглов станет губернатором Санкт-Петербурга.
А вы?

Исход из власти

Я практически никогда не пишу о Северном Кавказе. Это для меня особый, незнакомый и подчас пугающий мир. Но сегодня хочу сделать одну реплику, в связи с добровольным уходом в отставку руководителя Ингушетии Юнус-Бека Евкурова.
Я помню, как мне сразу показалось, что этот кадровый военный, десантник, награжденный двумя медалями «За отвагу», Орденом мужества, Герою России (за Приштину), не справиться с назначением - не его это. Уж больно он виделся честным, открытым, совестливым, притом без опыта политической деятельности.
Тем не менее, он смог продержаться у власти в Ингушетии 12 лет. Конечно, он многому научился, но не думаю, что это пошло на пользу в его повседневной, личностной жизни, вероятно, он так и не смог стать другим - "своим" для власти (хотя старался быть членом команды, по крайней мере, дисциплинированно, как военный, исполнять указания), но в известной степени перестал быть "своим" - для ингушей. Это, конечно, для искреннего человека большая психологическая драма, требующая развязки.
Итак, я хочу специально отметить несколько вещей:
1. Евкуров ушел добровольно, хотя был переизбран на срок до 2023 года. И это была явно не из-за кремлевского давления, у Кремля, думаю, сейчас, большая головная боль в связи с ситуацией в Ингушетии. Он ушел, потому что никогда не был олигархом, не стал диктатором, а главное, потому что не смог править в республике в состоянии раскола, который не смог преодолеть.
2. Его не полюбили также как Аушева, у него не было той харизмы, но ушел он достойно, и, думаю, население еще вспомнит его незлым словом.
3. На встрече со старейшинами в Магасе он извинился за возможные ошибки и сказал, что и сам всех простил, и ни на кого не держит зла.
4. И последнее: 12 лет у руля, казалось бы, до недавнего приграничного спора с Чечней все было более или менее стабильно (генерал-губернатор, может, и надоел, но его уважали, хотя бы за доблестную, военную биографию). И вот человек уходит, и люди на улице танцуют лезгинку, победно сигналят машины, кто-то стреляет в воздух, в общем, люди не скрывают своей радости. Так зачастую проявляется подлинная «народная любовь» к правителю, несмотря ни на его заслуги, ни на справедливость или несправедливость его поступков, ни на какие рейтинги. Не говоря уже о том, когда власть держится на демагогии и страхе.

…Прекрасны юные мечты:
все метят в главари,
но время скажет "нет", и ты
пойдешь в золотари.

Надежды нет, пути круты,
все в прошлом, хоть гори...
Но время скажет "да", и ты
возносишься в цари.

И поражений, и побед
хлебнули вы не раз...
Но только время "да" иль "нет"
произнесет в свой час.

Булат Окуджава

"Плата за безбожие"?

Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн назвал безбожниками красноармейцев, погибших во время Великой Отечественной войны, сообщает "Коммерсант".
"Есть очень показательный для всех нас урок. В первые месяцы войны практически более 60% Красной армии, то есть молодых бойцов, которые были рождены уже в безбожное время, большинство из них не были крещеные, они были убиты. Это была жертва несоизмеримая. Это была жертва, которая была принесена за безбожие", - заявил митрополит, выступая на вечере, посвященном началу войны. Он также заявил, что "войну выиграли крещеные люди, те, кто призван был для того, чтобы духовно победить эту машину".



Согласятся ли с митрополитом некрещеные атеисты, мусульмане, иудеи, которые тоже воевали и добились совместной победы?
Вчера гулял в Екатерининском парке (давно не был). Это один из моих любимых парков в Москве – старый. Пруд с чистой водой, ретро-беседки, клумбы цветов, много тенистых мест, где можно посидеть и отдохнуть. Всегда спокойно.
И в этот раз все еще краше и ухоженнее. А невдалеке, как одинокий гриб после дождя (не нашел другого сравнения), вырос новый небоскреб гостиницы.
Люди гуляют, сидят на скамеечках, выгуливают собак, кормят уток. В общем, все замечательно.
Вот небольшой репортаж. После чего не поленитесь прочесть постскриптум.








Read more...Collapse )

Profile

lev_56
Вообще и в частности

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow